Атласное переплетение ткани: схема, особенности


Ткацкие переплетения


ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

Если взять в руки лупу и внимательно рассмотреть ткань, видно, как нити переплетены между собой. У некоторых тканей (марли) это можно увидеть и без лупы. Для изготовления нитей используют пряжу. Её получают из волокон. Ещё в глубокой древности человек умел соединять отдельные тонкие, короткие ворсинки в длинные нити. Сначала это были волокна дикорастущих растений — конопли и крапивы, потом — шерсть животных, а затем — волокна культурных растений — льна и хлопка.

Волокно

— тонкая непряденая нить. Оно бывает разной длины, формы и толщины. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называют текстильными.

На протяжении многих сотен лет люди изготавливали пряжу вручную: вытягивали пальцами из массы волокон тонкую ленточку и скручивали её. Потом пряжу стали получать с помощью ручных веретён.

Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получают путем переплетения нитей.

ОСНОВА ТКАНИ

— продольная система нитей в ткани. В процессе её переплетения на ткацком станке с нитями другой системы утка формируется текстильная ткань.

Переплетение не только придает тканям различный внешний вид, но и изменяет их свойства. Так, чем чаще переплетаются нити, переходя с лицевой стороны на изнаночную и обратно, тем больше они связаны между собой, сильнее напряжены, структура ткани жестче, а прочность больше. Нити с частыми изгибами придают поверхности ткани матовость, а длинные перекрытия, проходящие над несколькими нитями, делают ее гладкой и блестящей. Ткани, поверхность которых образована длинными перекрытиями, устойчивее к истиранию, но нити, слабее закрепленные в общей структуре ткани, легче осыпаются по ее срезу.

Структура тканей

Ткань представляет собой пространственную сетку из прямоугольных или квадратных ячеек, образуемых двумя взаимно перпендикулярными системами нитей — основными, расположенными вдоль ткани, и уточными, лежащими поперек ткани. Различной последовательностью переплетения основных и уточных нитей в тканях создаются разнообразные рисунки — нити основы и утка огибают одна другую или перекрывают сразу несколько нитей, располагаясь то с лицевой, то с изнаночной стороны ткани.

Отделка ткани

Ткань, которую снимают со станков, называют суровой или суровьём.

Она имеет шероховатую поверхность. Цвет ткани соответствует цвету волокон, из которых она изготовлена (льняная — сероватый оттенок, хлопчатобумажная — желтоватый).

Отделка ткани

Суровую ткань подвергают отделке, в целях улучшение качества и свойств, придание ткани товарного вида.

Этапы:

  • предварительная отделка (очистка и подготовка ткани);
  • отбеливание;
  • окрашивание;
  • нанесение рисунка;
  • заключительная отделка.

Готовой называют ткань, которая прошла отделку. В зависимости от способа отделки получают разнообразные виды тканей

  • Раппорт- это повторяющаяся часть рисунка на ткани
  • Различают раппорт по основе — Ro и раппорт по утку – Ry
  • Сдвигом называют число показывающее на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей

Ткацкое переплетение

Ткацкое переплетение — это взаимное переплетение нитей основы и утка. Существуют различные виды переплетений. От вида переплетения зависят внешний вид ткани и её свойства. Самое простое и наиболее распространённое в ткацком производстве — полотняное переплетение. В нём нити пересекаются через одну: нить утка проходит поочерёдно то над нитью основы, то под ней. Таким образом, получается одинаковый ткацкий рисунок с обеих сторон ткани.

Переплетения тканей

Все ткацкие переплетения подразделяются на четыре класса:

  • простые (гладкие) переплетения, придающие ткани гладкую однородную поверхность;
  • мелкоузорчатые переплетения с узорами из мелких фигур, образованных видоизменением, усложнением и комбинированием гладкого переплетения;
  • сложные переплетения, образующиеся из нескольких систем основных и уточных нитей;
  • крупноузорчатые переплетения, образующие на ткани разнообразные крупные узоры;

В простых крупноузорчатых переплетениях рисунки создаются одной основой и одним утком, в сложных — не системами основных и уточных нитей.

ВИДЫ Простых пЕРЕПЛЕТЕНИЙ

ПОЛОТНЯНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

ПОЛОТНЯНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

— переплетение, при котором происходит строгое чередование основной и уточной нитей в соотношении 1:1. При этом если первая нить основы вышла на поверхность, то вторая закрывается уточной нитью и т.д. Такое строгое чередование происходит по всей длине и ширине ткани. При этом получается материал, одинаковый с обеих сторон.

САРЖЕВОЕ ИЛИ ДИАГОНАЛЬНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

САРЖЕВОЕ ИЛИ ДИАГОНАЛЬНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

— такое, в котором каждая нить утка по отношению к нити основы в каждом следующем ряду сдвигается на один ход вправо или влево. Места пересечения нитей образуют на поверхности ткани диагональные полоски под углом 45 градусов. Если утки сдвигаются вправо, получается лицевая саржа, если влево — изнаночная.

АТЛАСНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

АТЛАСНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

— переплетение, при котором не менее пяти нитей основы закрывают уток, выходящий на поверхность только над одной нитью основы.

Такой атлас называют основным. Если не менее пяти ниток утка закрывают основу таким образом, что только одна основная нить появляется на поверхности ткани, — атлас уточный.

Своиства тканей

Признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани

Готовая ткань имеет две стороны — лицевую и изнаночную, одинаковую ширину по всей длине ткани.

К следующему уроку:

  • нитки «Ирис», 2 цвета
  • плотный картон
  • Линейку, крандаш, ножницы

Саржа – еще одна разновидность переплетений

При саржевом переплетении нить утка перекрывает нити основы не через одну, а через три, уходит под четвертую нить, перекрывая три последующие. Каждый из далее идущих рядов сдвигается на одну вертикальную нить. Особенностью тканей, изготовленных с саржевым переплетением, является выраженный диагональный рельеф с лицевой стороны. Наклон диагоналей зависит от сочетания плотности нитей по утку и основе.

Саржевым переплетением вырабатывают хлопковые, льняные, полушерстяные и шерстяные ткани – саржа, шотландка, тик, твид, бостон. Все они отличаются большей мягкостью и пластичностью по сравнению с тканями, выделанными полотняным переплетением.

Сложная саржа
Существует множество разновидностей саржевого переплетения. Среди них: усиленная саржа, многополосная, ломаная, теневая саржа, ромбовидная (лозанж), обратная, сдвинутая, криволинейная.


Теневая саржа


Криволинейная саржа

Разновидности


raznovidnosti-1


raznovidnosti-2

Атласное полотно может быть гладким и с узором. К гладким видам относятся:

  • креп-сатин. Мягкая двусторонняя ткань. При производстве используют гладкие основные нити и крученые уточные;
  • дюшес. Очень плотный и жесткий материал с мерцающим блеском. Используется для пошива свадебных нарядов;
  • обувной атлас. Используется для изготовления нарядной женской обуви.

Для многих материалов гладкий атлас служит фоном. Дополняется он узором различных способов нанесения:


raznovidnosti-3


raznovidnosti-4

  • жаккард — рисунок получается при помощи цветных нитей или других способов ткацкого переплетения;
  • печать — рисунок наносят печатными валами;
  • тиснение — узор выдавливается термовалом;
  • вышивка — рисунок вышивают на готовой атласной ткани.

По видам узоров различают следующие виды атласов:

  • Хан-атлас, Маргиланский шелк или Ханский шелк изготавливают из нитей натурального шелка разного цвета. Получаются плавные мерцающие переходы. Используется такой материал для пошива национальных костюмов в восточных странах. Одно из названий происходит от города в Узбекистане — Маргилан — один из древних центров производства шелка.
  • Помпадур — с золотистой или серебристой вышивкой, обычно темных оттенков, напоминает парчу. Назван в честь фаворитки Людовика XV.
  • Ментенон — с цветами, вышитыми на темном или светлом фоне, назван в честь фаворитки Людовика XIV.
  • Трианон — атлас с контрастным растительным орнаментом в виде крупных листьев, гроздей, букетов. Назван в честь дворцов, расположенных на территории французской деревни Трианон.

Читайте про: экологические чистые волокна: описание видов и свойств.

Сатины также можно разделить на виды:

  • шелк-сатин — плотный материал, особенностью которого является наличие двух сторон: изнаночная хлопковая, а лицевая — шелковая;
  • мако-сатин — 100 % хлопчатобумажная ткань без добавления иных волокон. Производится из тонких нитей с обязательным соотношением поперечных и продольных нитей — 31 к 50;
  • жаккард-сатин — ткань с рисунком с лицевой и изнаночной стороны. Рисунок получается именно благодаря ткацкому переплетению. Разновидностью является страйп-сатин с рисунком в виде полос;
  • купонный сатин — материал с нанесенным рисунком определенного размера под конкретное изделие. Например, постельное белье: пододеяльники и наволочки имеют завершенные композиции, а не просто повторяющийся узор.

Основные свойства

Прочность такой материи обеспечивается плотностью плетения и толщиной волокон: чтобы представить это ярче, сравните визуально марлю и бязевый пододеяльник. При этом полотняные ткани легче, тоньше и устойчивее к агрессивной стирке, чем более сложные способы плетения. Так, сатину рекомендован щадящий уход, чтобы не повредить длинные протяжки нитей. Жаккард в силу двойного плетения плотный и толстый.

Основные свойства тканей такого плетения:

  • устойчивость к механическим воздействиям;
  • матовость;
  • гладкость;
  • лицевая и изнаночная стороны одинаковы;
  • жёсткость (при высокой плотности волокон).

Виды тканей и их свойства

Состав нитей влияет на конечные свойства материи так же сильно, как и способ их переплетения. Для полотняного переплетения используются практически все виды волокна.

Самой распространённой является хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

Примеры:

  • Бязь — лёгкая материя с отличными гигиеническими свойствами. Мало сминается, выдерживает множество стирок, сохраняет цвет и прочность.
  • Ситец — вторая по прочности хлопчатобумажнаяматерия после бязи. Такая же лёгкая, приятная к телу, крепко окрашивается. Преимущество ситца — невысокая стоимость, гипоаллергенность.
  • Батист — полупрозрачная ткань, созданная из кручёных хлопковых нитей.

Шёлковые ткани с полотняным переплетением не менее распространены, чем хлопковые:

  • Крепдешин — изящная материя с нитями шёлка-сырца в основе, особенности — шероховатость, плотность, лёгкий блеск.
  • Шифон — прозрачные и легчайшие материи.
  • Креп-жоржет — плотный полупрозрачный материал из кручёных нитей. Хорошо драпируется.

Лён — очень крепкое сырьё, при полотняном переплетении нитей образует материи высокой прочности:

  • Парусина — грубая материя из толстой пряжи, очень прочная, обычно обработана водоотталкивающими средствами.
  • Бортовка — очень жёсткая, несминаемая ткань.

Какие ткани полотняного переплетения можно получить из шерсти:

  • Сукно — очень плотный материал: волокна шерсти переплетаются и закрывают все промежутки между нитями. Внешне сукно напоминает войлок. Очень мягкое и крепкое полотно.
  • Фланель — шерстяная, хлопковая или смесовая материя с лёгким двусторонним ворсом. Очень мягкая, отлично сберегает тепло.

Где применяются

Основные сферы применения тканей такого плетения:

  • мужская, женская и детская повседневная одежда;
  • постельное и нательное бельё;
  • домашний текстиль;
  • элегантные наряды;
  • рабочая и защитная одежда;
  • мешки, рукавицы и другие вспомогательные изделия;
  • мебельная обивка и т.д.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]