Как Самой Сделать Плиссе Ручным Способом

Плиссировка на шаблоне

Сначала необходимо изготовить шаблон, который затем можно использовать многократно для плиссировки ткани. Для этого потребуется:

  • чертежный ватман – размер и количество листов зависят от вида деталей;
  • ткань с клеевой основой;
  • длинная линейка или металлический строительный метр;
  • ножницы, карандаш, канцелярские зажимы;
  • утюг с функцией генерации пара;
  • любой тяжелый груз.


Изготовление шаблона и выполнение плиссировки проводится в следующей последовательности:

  1. Расчертить ватман в соответствии с планируемой шириной складок. Важно соблюдать точность разметки, чтобы плиссе получилось ровным и равномерным.
  2. Сложить лист гармошкой по намеченным линиям, укладывая складки в одном направлении.
  3. По мере формирования складок заутюживать их с паром и фиксировать края канцелярскими зажимами.
  4. Подготовить ткань с клеевой основой (можно взять любой материал и промазать его силиконовым клеем) такого же размера, как и бумажная «гармошка» в сложенном виде. Приклеить ткань на одну из сторон заготовки из ватмана. Шаблон тщательно проутюжить и просушить.
  5. Теперь можно выполнять на ткани плиссе. В полученный шаблон закладывать материал для юбки или декоративной детали, следить за ровностью складок.
  6. Шаблон с заготовкой накрыть льняной тканью и аккуратно прогладить с обильным количеством пара несколько раз, не допуская смещения.
  7. Поставить на шаблон тяжелые предметы и оставить выстаиваться 8-10 часов.
  8. По истечении времени извлечь плиссе.

Натуральные полотна нужно проглаживать через ткань, смоченную в закрепляющем растворе (в 3 литрах воды размешать 20 граммов мыльной стружки и 2 столовые ложки уксуса).

Технология изготовления гофре и плиссе

Своим появлением ткань в мелких незастроченных складках обязана египетским модницам. Костюм древних египтянок («калазирис») состоял из прямой рубашки на одной или двух бретелях, открывающих одну грудь. Знатные дамы украшали калазирис вышивкой или плиссировкой. Известно, что египетский мужской костюм для торжественных случаев – схенти, тоже декорировался с помощью заутюженных складок.

Шли годы: из женской моды плиссе кочевало в мужскую, а потом возвращалось обратно. В разное время юбки и накидки «в складку» украшали представителей знатных родов и приверженцев различных религий. Мужская повседневная одежда из плиссированной ткани появилась в эпоху Ренессанса.

Позже складки стали главной отличительной особенностью шотландских килтов. В отличие от классических тартанов, появившиеся в 18 веке на мануфактурах килты декорировались заутюженными складками. За два века покрой и ширина складок менялись не раз.

Костюмы с плиссированными элементами встречаются и у восточных народов. В частности, обязательную отделку в виде плиссе на подоле имеет азербайджанская верхняя одежда архалыг.

Классические торжественные китайские юбки-плахта вплоть до 20 века также декорировались с помощью плиссированных складок на боковых поверхностях, обрамляющих гладкие части полотнищ с вышивкой.

Особую популярность складки получили в японской униформе – сэйфуку. Благодаря школьным мультфильмам аниме, матросский стиль с юбкой в складку теперь используется во всем мире.

Сегодня «плиссе» — это не только одежда, но и элементы интерьера – шторы, жалюзи, скатерти и т.п.

Непрофессионалы часто путают ткань плиссе с гофрированной. Давайте разберемся, какой отрез можно смело называть плиссированным, и в чем его отличия от гофре.

Не смотря на то, что как отдельный вид обработки ткани, плиссировка появилась задолго до начала нашей эры, название мелким параллельным складкам на ткани было придумано лишь в 17 веке во Франции (от pli — складка). Ширина сегментов составляет от 0.5 до 5 сантиметров. Складки бывают либо бантовыми, либо встречными. Натуральная ткань плиссе – шелк, шифон, тафта подлежат исключительно химической чистке, синтетический аналог может быть постиран вручную.

Гофрировка (или ткань гофре) — это ряд надолго заложенных параллельных, либо сужающихся к центру мелких складок. В отличие от плиссе, гофрированная «гармошка» состоит из складок со сторонами одинаковой ширины (например, 1 см – подгиб, 1 см — складка), но может быть и расклешенной. Условия чистки этого вида ткани схожи с плиссированным полотном. Важно отметить, что во время стирки складки на натуральных тканях не разойдутся, но потеряют вид и будут выглядеть неопрятно. Крепость фиксации складок напрямую зависит от состава ткани.

В домашних условиях изготовление ткани гофре и плиссе – процесс долгий и сложный. В ателье с этой кропотливой работой мастера справятся быстрее: под рукой у мастериц есть специальное оборудование (автоклав), обеспечивающее высокую скорость изготовления материала и отсутствие брака.

Если Вы решили поэкспериментировать с плиссе самостоятельно, воспользуйтесь нашими советами:

  • Для изготовления фактурной ткани (к этому же виду относится и жатая ткань), Вам потребуются специальные формы с рисунком, который впоследствии отпечатается на материале. Среди наиболее популярных форм – «клеш», «полуклеш», фэнтези (фигурное гофре). Заготовки отпариваются в баке с водой (может быть использована и домашняя ванна). С помощью формовых листов одновременно изготавливаются несколько плиссированных полотен с разным рисунком.
  • Формовые листы можно купить в ателье, у частных мастеров или сделать самостоятельно. Идеально для этого подходит плотный чертежный ватман. Он долговечен и имеет тонкую линию сгиба, исключающую заломы на ткани. Для гофрирования одного отреза ткани необходимы две формы (до 12 листов ватмана – 240 складок) – верхняя и нижняя, с одинаковым рисунком. В среднем, производительность одной бумажной формы – 50 юбок.
  • Готовое изделие плиссировать сложнее, чем полотно: если Вы используете эту технологию впервые, начните с небольшого пробного кусочка ткани.
  • Гофрировкой следует заниматься в помещении, которое можно быстро проветрить, так как выделяемый при отпаривании запах не очень приятен. Чтобы складки «схватились» надежнее, заготовку можно пропитать уксусом (на 1 часть 70% эссенции 3 части отстоянной воды).
  • После пропарки ткань необходимо высушить в сушильном шкафу или на свежем воздухе. Можно воспользоваться промышленным феном. На этом этапе гофре можно считать готовым, а плиссе необходимо разложить на ровной рабочей поверхности с гладильным сукном и аккуратно выложить складки.
  • Если под рукой нет ни форм, ни бака, можно использовать обычный утюг с функцией отпаривания, а складки выкладывать вручную. Наметку будущей «гармошки» на ткани лучше делать мелом, а не мылом – при отпаривании последнее растворяется. Признанные мастера сочтут такой способ моветоном, но для одноразовой плиссировки этого будет достаточно. Помните, что ткани на плиссировку понадобится втрое больше по сравнению с шириной изделия в готовом виде.

Как восстановить плиссировку?

Ухаживать за вещам с плиссировкой необходимо с особой осторожностью. Неправильная глажка или стирка может привести к повреждению складок.

Перед стиркой нужно прометать нелиняющими нитками плиссе вдоль подола и посередине, чтобы складки не деформировались. Поместить изделие в мешочек для стирки и использовать только деликатные режимы.

Вернуть прежний вид любимой одежде можно почти всегда, даже при сильном нарушении складок. Алгоритм восстановления плиссировки:

  1. Наметать нарушенные складки по всей длине или скрепить их булавками. Накрахмалить и оставить высыхать.
  2. Тем временем приготовить закрепляющий состав. Потребуется по 1 ст. л. сахара и желатина,100 мл густого мыльного раствора, 70 мл столового уксуса. Желатин замочить в холодной воде на 40-50 минут. После набухания добавить в него сахар и перемешать до растворения. Затем смесь развести мыльной водой и добавить уксус.
  3. Снять булавки – складки на юбке должны держаться за счет крахмала.
  4. Изделие положить на лист кальки, накрыть хлопчатобумажной тканью, пропитанной закрепляющим составом. Сверху положить еще один лист кальки, чтобы пропитка не прилипла к поверхности утюга.
  5. Прогладить до полного высыхания. Теперь складки будут зафиксированы.

Плиссировка оригинально и нарядно смотрится на детских и взрослых вещах. Технология получения складок на ткани поможет любительницам рукоделия значительно расширить свои творческие возможности.

Это цитата сообщения Лённа Оригинальное сообщениеПЛИССЕ мастер-класс.

1) Измеряем объем бедер, так как для изготовления юбки-плиссе, нужно полотно равное по ширине 3-м обхватам по линии бедер. Например: окружность бёдер 70см, тогда нам нужно полотно шириной 70х3=210(см). Длина полотна равна длине вашего изделия.

2) Кроим нашу будущюю юбку. При стачивании 2-х или более частей, шов лучше обметывать вразутюжку, чтобы не было лишней толщины при закладывании складок. Обмётываем на оверлоке все открытые срезы. Я обмётываю и верхний срез тоже, чтобы в процессе работы ткань не сыпалась.

Подшиваем низ не доходя 5-7 см до края с каждой стороны, для удобства стачивания бокового шва.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧТОБЫ ПРИ СТАЧИВАНИИ НЕ НАРУШИЛОСЬ РАССОЯНИЕ МЕЖДУ СКЛАДКАМИ С ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ СХЕМА

Складываем два листа вместе, скрепляем их и иголкой размечаем (от карандаша на светлой ткани останутся линии) , прокалывая оба листа. Это делается для того, чтобы и верхняя и нижняя части формы были размечены абсолютно одинаково.

Проводим линии или толстой иглой с тупым концом, или тупой отверткой не разрезая бумаги (отверткой предпочтительней, удобнее держать и регулировать давление на бумагу). Делая образец я использовала старый маникюрный наборчик.

Изготовление прямого плиссе в домашних условиях


Для создания плиссированного полотна нам потребуется ватман чертежный, количество листов и их размер зависят от того, будете ли вы делать юбку или какую-либо деталь для отделки, ткань, железный строительный метр, зажимы для бумаг большие, клей «Момент Кристалл», иголка, нож, карандаш, ножницы, хлопковая или льняная ткань для проутюжильника в случае использования утюга, нитки, швейная машинка и оверлок, утюг (я использую с парогенератором), какой-нибудь груз потяжелее для пресса ( книги, та же швейная машина подойдет).
Подробнее расскажу об инструментах. Ватман может быть в листах разного формата А1, А0 и рулонный ватман 1,20мx10м, я использую именно такой для своих форм, т.к. мне он больше подходит, с ним можно сделать формы для любой длины юбок. Металлический строительный метр нужен для точной разметки складок, т.к. отклонения не допустимы, иначе форма не сложиться и пойдет на выброс, деревянные, пластиковые линейки не подойдут.

Клей потребуется для склеивания листов ватмана.

Нож должен быть либо старенький тупой, либо пользоваться другой его стороной. Парогенератором пропаривать плиссе получится гораздо быстрее, чем обычным утюгом, т.к. там пар выходит под очень большим давлением. Бытовым утюгом будет подольше и желательно его чем-нибудь утяжелить, либо придется сильно давить на него. Ткань лучше брать с синтетикой в составе минимум 50%, если задумали сделать плиссе из натуральных тканей, то для них только химчистка. Никаких специальных составов для пропитки я не использую в этом способе изготовления. Ткани по фактуре могут быть различными, далее по плотноти: шифон, фатин, синтетический шелк, атлас-стрейч, тонкий трикотаж, тонкие костюмно-плательные ткани с хорошей драпируемостью, габардин, эко-кожа. Я буду использовать в МК шифон.

Для начала раскроим ватман, для формы нужно будет сделать 2 одинаковых листа, короткая сторона-это длина вашей юбки или отделочной детали+3 см про запас, можно больше, длинная=(обхвату бедер+5 см) x3 для юбок, для отделки- длина среза (например линия кокетки) x3. На одном из листов по двум длинным сторонам проводим линии на 1,5 см от краев.

Размечаем будущие складки, от края отмечаем точками на линии с краю 1 и 2 см, далее через каждые 2 см делаем засечки, как на фото. Размечаем острым простым карандашом максимально точно.

Совмещаем два листа вместе и придавливаем грузиками, чтобы они ни в коем случае не смещались. Пробиваем иглой все точки с двух сторон формы.

Продавливаем тупым концом ножа линии складок по пробитым точкам на обоих листах формы.

Загибаем форму по продавленным линиям. Склеиваем листы клеем, склеенный шов верхней и нижней частей формы должны совпадать.

Вкладываем верхнюю часть формы в нижнюю, все складочки должны сойтись, а форма сложиться. Специально немного двинула верхнюю часть, чтобы было видно.

Далее начинаем пропаривать форму с заложенными складками, чтобы она стала эластичной и не рвалась впоследствии. Я это делаю парогенератором, если у вас утюг, то сначала смачиваете хлопковый проутюжильник в воде, отжимаете, накладываете на форму в 3−4 слоя и застаиваете складки утюгом на максимальной температуре без пара.

Даем форме высохнуть, можно положить на батарею или рядом чтобы быстрее подсохла. Затем все складки распрямляем утюгом или парогенератором на обоих частях формы, чтобы ткань потом легла ровно.

Теперь нужно подготовить ткань. Если в составе есть хлопок, вискоза, шерсть, шелк, то предварительно ее прополоскать и высушить, чтобы впоследствии ткань не дала усадку, поутюжить, выкроить полотнища по своим размерам- общая ширина полотна=(Об+5см)x3, длина=Дю+подгиб+1см на шов. Примерный расход ткани на юбку при Об=94 см и Дю=65 см, при ширине ткани 1,5−1,4 м потребуется 1,5 м.

У ткани срезаю обязательно кромки, шифон крою по выдернутой нитке, чтобы не было перекосов.

Обрабатываем низ юбки, я это сделаю ролевым швом на оверлоке, на других тканях также можно обметать и подшить вручную, либо на машине, а также «московским швом». Далее закладываем ткань в форму, на нижнюю часть расстилаем ткань, накрываем верхней частью формы и начинаем закладывать складки, аккуратно, чтобы не перекосить ткань.

Я закладываю сначала 6 штук и с обеих сторон закрепляю зажимами для бумаг, посередине формы кладу груз, чтобы складки не «уехали», пропариваю тщательно (если используете утюг, то через 3−4 слоя смоченного проутюжильника на максимуме хорошо застаивая складки утюгом), тут же кладу на складки пресс, у меня длинная доска, на нее ставлю что-нибудь тяжелое, жду минут 10, когда остынет, потом модно закладывать сразу таким образом уже большее количество складок, у меня получается по 12 и так, пока не кончится ткань.

Затем снова прохожусь по уже собранной форме без пара и ставлю ее под пресс, также доски, а на них тяжести. Сохнет все это часов 8, если использовался утюг, 4−5 после парогенератора, потом можно доставать и плиссе готово.

Стирать такую ткань при 30° вручную, не выкручивать, сушить в подвешенном состоянии, утюжить очень осторожно сухим утюгом без пара, аккуратно собирая складки. Объясню, почему не пользуюсь всякими составами и пропитками, якобы предназначенными для закрепления складок. Любой состав при стирке смоется, и складка держится вовсе не засчет него, а от того, что в процессе запаривания синтетическое волокно спекается при высокой температуре в месте сгиба.

Кому и где подходит гофрировка?

В отличие от более строгого и простого в исполнении плиссе, гофре довольно требовательно как к уровню исполнения, так и к фигуре обладательницы данного наряда. Такую обработку чаще всего производят на тонких тканях, хотя в последних модных коллекциях можно встретить гофрированную кожу и другие необычные материалы. Особенность гофрировки состоит в том, что она создает одновременно и очень хорошее облегание, и эффект воздушности, полета.

Юбки, платья, кофточки и даже брюки с гофрировкой очень женственны, аристократичны и элегантны, часто такие наряды делают многослойными. Они считаются изысканной одеждой, хотя изящная блузка-гофре прекрасно подходит и к деловому костюму. Обувь и аксессуары к такому наряду также должны быть изящными и женственными.

Однако при выборе подходящей модели наряда нужно помнить, что поднятые «на ребро» складки имеют свойство визуально увеличивать объем, поэтому полностью гофрированные лиф или юбка будут выигрышно смотреться только на худощавой фигуре.

Также при этом следует учитывать, что гофре красиво выглядят только тогда, когда ткань лежит свободно, в противном случае неравномерная ширина по-разному натянутых складок может сыграть с вами злую шутку.

Обладательницам округлых форм следует ограничиться вставками-гофре, которые обладают способностью «скрадывать» силуэт и могут иметь самую разнообразную форму.

Очень стильный вид любому ансамблю придаст гофрированный воротник, шарф или накидка, которые прекрасно смотрятся на женщине любого возраста и телосложения.

Статья по теме: Треугольник крючком со схемой и с описанием мотивов

Как сохранить чистоту и красоту?

Хотя гофрированные вещи не предназначены для повседневной носки, необходимость в их стирке все же периодически назревает. Если ваш наряд приобретен в магазине, внимательно изучите ярлычок на нем, особенно рекомендации по стирке и химической чистке. Особенно осторожно следует обращаться с натуральными материалами. Как правило, после контакта с водой складки не расходятся, но могут выглядеть «жеваными», поэтому стоит сначала застирать незаметный участок ткани. В любом случае наилучшим выходом является профессиональная чистка (если на ярлыке не указано обратное).

Синтетические ткани-гофре обычно хорошо переносят стирку в теплой воде и мягкие моющие средства. Их следует стирать вручную, при этом не тереть и не скручивать, а после ополаскивания повесить сушить, не отжимая. При возможности перед стиркой гофрированные участки рекомендуется поместить в узкий мешочек (чулок) или перевязать тесьмой, и снять их только после высыхания. Если же складочки все-таки разошлись, то необходимо обратиться к мастеру для повторного гофрирования, при этом вещь необходимо предварительно распороть.

Статья по теме: Как красиво сложить бумажные салфетки в салфетницу с фото и видео

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]