Габардин – что это за ткань? Описание и состав материала

Габарди́н (фр. gabardine ) — хлопчатобумажная, шерстяная или шелковая ткань диагонального или саржевого переплетения; она тонкая, очень плотная, упругая, мягкая и обладает хорошей валкостью. Вследствие повышенной плотности основных нитей уточные нити почти полностью скрыты, на поверхности ткани образуются широкие крутые диагоналевые рубчики. Чистошерстяные габардины вырабатывают из крученой пряжи в основе и утке; полушерстяные габардины — из крученой чистошерстяной или смешанной (с вискозным или синтетическим волокном) пряжи в основе и в утке из крученой хлопчатобумажной или штапельной (или смешанной) пряжи. Ткань обычно гладкокрашеная. Габардины рекомендуют на дамские костюмы , пальто , плащи .

Главная особенность габардина – диагональные рубчики. Они образуются из-за особенностей выбора нитей: основные – более толстые, чем уточные. Твилловое переплетение позволяет создавать оригинальный рельеф, делая плотную ткань более мягкой, послушной и привлекательной.

Изначально Габардин шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°. Из габардина шьют весенне-летние мужские и женские пальто , а также костюмы и некоторые виды офицерского обмундирования.

Габардин был изобретен в 1879 году Томасом Бёрбери (Thomas Burberry), основателем знаменитого бренда Burberry, известного и поныне. Габардин стал знаменит из-за особого переплетения, благодаря которому появляется оригинальный рубчик. Сейчас для изготовления габардина иногда используют синтетические волокна или же крученую пряжу из вискозы.

Благодаря своей уникальной текстуре, как и полар флис , габардин может использоваться не только в производстве одежды, но и в других отраслях. Им обивают мебель , делают подушки , шьют шторы и используют в художественных мастерских. Мебель , обшитая габардином, обладает повышенной износостойкостью и долго не теряет свой первичный внешний вид, а картины, которые пишут на габардине, выглядят ярче и живее. Что же касается одежды, то эта ткань очень широко используется в производстве как повседневной одежды, так и униформы и военного обмундирования. Благодаря тому, что одежда из габардина легкая и хорошо сидит на теле, она пользуется большим спросом.

Вырабатывается чистошерстяной, полушерстяной, шелковый, штапельный и хлопчатобумажный габардин .

Современные габардины из готавливаются со специальной водооталкивающей пропиткой, «вареные» и др.

История ткани

Во второй половине девятнадцатого века в качестве одежды для защиты от сырой и дождливой погоды, которая была в Лондоне отнюдь не редкой, были популярны тяжелые, но непромокаемые плащи-макинтоши. Материал, из которого они шились, пропитывался каучуком, а потому обладал существенным недостатком – не пропускал воздух.

Все изменилось после того, как в 1880 году, мануфактурщик Томас Барберри изобрел непромокаемую материю, которая могла «дышать» — габардин .

Свое название материал получил по названию свободной одежды – «габардина», в которой укрывались от непогоды нищие и путешественники в средние века.

Таким образом, Томас придумал настолько тугое переплетение нити, что попавшие на поверхность ткани капли не впитывались, а стекали с нее. Нвание ткани он позаимствовал из Средневековья, в то время словом «gabardine» назывались королевские накидки и мантии.

Позднее, в 1888 году, Барберри запатентовал технологию изготовления этого материала. Долгое время Барберри и его мануфактура специализировались на одежде для военных и путешественников. Именно заказ для британских войск побудил Томаса сшить некоторые виды офицерской формы из этой материи.

После этого группа полярников под предводительством Роальда Адмундсена в 1911 собирается в экспедицию на покорение Южного полиса. Большая часть одежды из их обмундирования была сделана из габардина. И команда полярников становится первыми людьми, покорившими эту часть света, что добавило габардину славы.

Во время Первой мировой войны Томас Берберри отшивает из этой ткани армейскую верхнюю одежду. И в 40-е годы плащи из габардина становятся популярными во многом благодаря своей непромокаемости. В них, в отличие от прорезиненных плащей, и тело «дышало», и выглядели они гораздо благороднее.

Изначально габардин производился исключительно из шерсти, но по прошествии времени в материал добавляют хлопок или полиэстер . И чем больше полиэстера, тем больше блеска получает ткань. Этим качеством воспользовалась прекрасная половина человечества, и в 40-е годы брюки из габардина, юбки , костюмы становятся все более популярными.

Как свидетельствует описание историков, для ткани производства Барберри использовалась шерсть овец породы Меринос. С одной стороны материал получался гладким, а с другой — с рельефным узором из тонких полос. Первые виды материи были окрашены в черный , белый и песочный цвета. Такие свойства материала как устойчивость к образованию замятин и складок, пришлись по душе не только армейским служащим, но и гражданскому населению. И вот уже не только верхняя одежда , а также брюки , юбки и повседневные костюмы из габардина прочно вошли в повседневный обиход британских модников.

Первые габардины имели натуральную окраску овечьей шерсти. Они были белыми, чёрными или бежевыми. В дальнейшем материал стали окрашивать и в другие цвета.

Сшить себе пальто из габардина считалось шиком. По сути, именно благодаря этому материалу, бренд «Барберри» и стал таким популярным.

С годами состав ткани изменился. В шерсть начали добавлять вискозу и синтетические волокна, а материал назвали полушерстяным. В дальнейшем появились хлопковые и шёлковые ткани с диагональным рельефом, и слово «габардин » утратило своё первоначальное значение. Сегодня оно характеризует не состав, а только особенное, так называемое «твилловое» плетение нитей.

Габардины, полученные из натурального сырья, отличаются благородной матовостью. Добавление синтетических волокон приводит к появлению блеска материала, причём, чем выше процент синтетики в ткани, тем ярче она блестит.

Состав и свойства

Изначальный состав материи, придуманной Барберри – чистая овечья шерсть .

Со временем габардин стали изготавливать не только из шерсти, но и добавлять к нему другие волокна. В состав иногда включают хлопок или синтетику, что, несомненно, разнообразило применение ткани.

В настоящее время состав габардина бывает шерстяной, полушерстяной, синтетический, шелковый и хлопковый .

Следует отметить, что материя из натурального сырья матовая, а синтетика добавляет ей блеск, и чем больше в составе искусственных волокон, тем этот блеск сильнее.

Характеристики ткани будут варьироваться в зависимости от типа волокон в ее составе, но общие свойства все же есть: ​

  1. Материал мягко, красиво драпируется, особенно при раскрое по косой.
  2. Несмотря на свою высокую плотность, ткань достаточно легкая и мягкая.
  3. Хорошо держит форму и не деформируется при стирке.
  4. Хорошо пропускает воздух.
  5. Устойчив к износу.
  6. Хорошие эксплуатационные характеристики: легко гладить, хорошо выводятся пятна.
  7. Устойчив к намоканию. Нити в ткани настолько туго скручены, что отталкивают воду.

Материал, в составе которого 100% полиэстер , достаточно дешев по стоимости, поэтому полюбился людям, которые только начинают постигать основы шитья.

Поверхностная плотность тканей 290-440 г/м2. Габардины жестки, сыпучи, прорубаются иглой, трудно поддаются формованию при влажно-тепловой обработке.

С изнанки ткань – гладкая, а с лицевой стороны рельефный полосатый узор.

Шерстяной габардин или любая плотно сотканная камвольная шерсть является двух размерным гладким немнущимся и прохладным на ощупь материалом. Сама природа этой ткани делает ее очень привлекательной и струящейся. Но именно это свойство может испортить вид изделия при шитье и утюжке. В европейских мастерских по пошиву мужской одежды на заказ обязательно есть один-два мастера, которые специализируются на работе с габардином.

Для габардина следует очень продуманно подбирать фасон и отделку. Для первого опыта рекомендуется выбрать рукав-реглан или спущенную пройму, воротник-стойку или горловину с обтачками, а также свободный покрой. Детали из габардина трудно точно втачать, поэтому избегайте втачных рукавов и фигурных воротников, если только вы не являетесь опытной портнихой. Утюжке лучше поддаются светлые ткани, чем темные.

Сначала габардин выпускали черного, серого, синего, белого и песочного цветов. Сейчас же разнообразие цветов — огромное! По цвету габардин может быть любым, в основном однотонный, без рисунка.

На хлопчатобумажные и синтетические ткани удачно наносят печать логотипов.

Плюсы и минусы Габардина

Крепкое плетение объясняет замечательные свойства материала.

  • Исключительная долговечность. Изделие из габардина со временем может выйти из моды, но оно сохранит первоначальный, свежий вид ещё многие годы.
  • Красиво драпируется. Это свойство особенно хорошо при сложном крое, оживляющем лаконичность гладкоокрашенного материала. Синтетические ткани, скроенные по косой, великолепно струятся и подчеркивают фигуру.
  • Надёжно держит форму. Габардины не деформируются при стирках, практически не тянутся.
  • Устойчивость материала к замятию и механическим воздействиям. Отличается особой износостойкостью.
  • Воздухопроницаемость. Изделия не создают парникового эффекта. Эти дышащие ткани не выделяют текстильную пыль и комфортны в носке.
  • Малая влагопроницаемость объясняется туго скрученными нитями, отталкивающими капли воды.
  • Просты в уходе. Габардиновые изделия легко содержать в чистоте и аккуратности: с них хорошо выводятся пятна, вещи легко гладятся.

К отрицательным качествам относится высокая сыпучесть. Материал может повреждаться швейной иглой.

Преимущества и недостатки

У габардина очень много плюсов. Вот некоторые из них:

  • Долговечная ткань, не выходящая из моды, долгое время хранит свой внешний вид.
  • Мягкий и лёгкий материал, имеющий небольшой вес и легко поддающийся драпировке. Особенно красиво смотрятся изделия, выкроенные по косой.
  • Поверхность материала матовая, отсутствует блеск.
  • Хорошо дышащая ткань, комфортная в носке.
  • Изделия легко поддаются глажке и стирке.
  • Долго сохраняет презентабельный внешний вид.
  • Не вытягивается и надёжно держит форму.

Из недостатков можно отметить повышенную сыпучесть материала. Ткань легко повреждается во время шитья.

Где применяют

  • Из плотных шерстяных и полушерстяных тканей шьют великолепную верхнюю мужскую и женскую одежду: куртки , пальто, костюмы . Водоотталкивающие качества материала усиливают современные пропитки.
  • Синтетический габардин , простой в уходе и относительно дешёвый материал, идёт на изготовление школьной формы, корпоративной и спецодежды. Из меланжевого полотна шьют красивые вечерние платья .
  • Материал великолепен в интерьерах домов. Им обивают мягкую мебель , из него шьют скатерти, шторы, наволочки на диванные подушки .
  • Прекрасная контактность полотна объясняет его применение в рекламе. Из белого габардина с чётко напечатанными на нём логотипами изготавливают баннеры и рекламные растяжки.
  • Десятилетиями используют для пошива офицерского обмундирования.

Виды габардина

  • Шерстяной. Замечательно подходит для пошива демисезонных и легких пальто, костюмов. Диагональный рубчик на шерстяных изделиях просматривается отчетливо.
  • Из полиэстера. Часто гладкоокрашенный, рубчик просматривается только при детальном близком просмотре. Свойства полиэстера подробно рассмотрены тут. Материал дешевый, поэтому часто используемый для пошива спецодежды. Юбки и брюки из него шьют тоже часто. Его рекомендуют для начинающих швей, так как с ним легко работать.
  • Смешанный (в составе натуральное и синтетическое сырье).

Габардин может быть достаточно толстой и, наоборот, тонкой тканью: это зависит от толщины нитей.

Видео: обзор тканей для костюмов


В видео представлен обзор синтетических тканей для костюмов. Если вас интересует только габардин, то можете перемотать видео сразу на 3 мин 57 сек.

Посмотрите похожие статьи

  • Коттон — натуральная ткань из хлопка
  • Оксфорд — ткань для настоящих мужчин
  • Флис — мягкая ткань из полиэстера для теплой одежды
  • Спандекс — ткань прочная и эластичная с матовым блеском
  • Атлас — шелковая ткань с тысячелетней историей
  • Блэкаут — светонепроницаемая плотная ткань для штор

Понравилась статья — поделитесь с друзьями!

Производство

Габардином принято называть группу тканей, которые выделяются не по составу, а по способу плетения. Нити для этой материи сплетаются диагонально под углом от 45 до 63 градусов, это придает ткани узор в виде мелкой диагональной полоски. Нити основы тоньше, чем утка и скручены вдвое. А нити утка одинарные. Такое распределение нитей делает узор габардина рельефным.

Первоначально габардин был натуральных оттенков овечьей шерсти. Но современные технологии позволяют окрашивать его в самые разные цвета. Среди синтетических тканей в последнее время становится модным габардин меланж.

Как определить, что это габардин

Главной отличительной особенностью габардина является диагональный узор – рубчик. Он может быть как очень заметным и рельефным в шерстяных и других плотных разновидностях материала, так и практически не бросаться в глаза, если материя соткана из тонких синтетических волокон.

Итак, как же определить – габардин перед нами или нет? Для этого возьмем ткань в руки и внимательно осмотрим:

  1. Во-первых, узнать габардин поможет характерный диагональный рисунок – рубчик, который находится на его лицевой стороне. Ширина рубчика может быть различной, но он обязательно будет присутствовать. Если же перевернуть ткань на изнаночную сторону, то там никакого рубчика мы не увидим – изнанка у габардина абсолютно гладкая. Габардиновый рубчик образовывается из-за того, что при изготовлении нити утка и основы сплетаются под углом от 45 до 63 градусов, причем нити основы вдвое тоньше нитей утка.
  2. Во-вторых, габардин имеет плотную структуру. Наряду с этим габардин достаточно мягкая ткань, обладающая способностью образовывать красивые складки. В зависимости от того, есть ли в составе габардина искусственные волокна, он может быть матовым или блестящим. Габардин , содержащий большой процент синтетических волокон будет блестеть сильнее чем тот, в котором их практически нет. А габардин , полностью изготовленный из натурального сырья, будет матовым.

В самом начале производство габардина велось лишь из натуральной овечьей шерсти и расцветки его не радовали разнообразием. Сегодня же можно найти габардин всех цветов радуги, включая меланжевые расцветки.

Плюсы и минусы штор из габардина

Популярность полотен обусловлена следующими качествами:

  • небольшой вес. Габардин для штор отличается высокой плотностью. Несмотря на этот критерий, массивные полотна достаточно легкие. Не требуется усиление карниза;
  • сохранение формы. После деформации не остаются складки. Не растягивается после многочисленных стирок;
  • износостойкость. Выдерживает нагрузки, устойчивость к механическим повреждениям, разрыву;
  • пропускает воздух. Сохраняется естественная циркуляция при плотно задернутых шторах;
  • глянцевая или матовая поверхность. Подбирается под конкретный интерьер. Наличие блеска зависит от входящих в состав компонентов.

Наряду с преимуществами материя имеет недостатки:

  1. частичное поглощение света. Независимо от плотности полотна задерживают свет на 70%;
  2. сложность раскроя. При самостоятельной корректировке длины наблюдается осыпание края. Необходимо оставлять небольшой припуск ткани.

Для информации! Шторы габардин неуязвимы у УФ-излучению. Допустимо размещение на солнечной стороне. Длительное нахождение под прямыми лучами не оказывает негативное влияние на яркости.

Применение и уход

Что шьют?

Плотный шерстяной или полушерстяной габардин используется для пошива верхней одежды: курток, пальто, костюмов. Из тонких разновидностей материала можно сшить брюки , юбки , платья , туники. Особенно строго и одновременно элегантно выглядит в женских платьях габардин меланж . Его цвета, чуть приглушенные и лаконичные можно «оживить» интересным кроем: сшить платье с оборками или жабо.

Из этой материи шьют костюмы для медицинских работников, сотрудников на производстве или обслуживающего персонала.

Благодаря широкому ассортименту цветов и составов, габардин является практически универсальным материалом. Из него можно сшить мужские и женские брюки , юбки , верхнюю одежду и туники. Благодаря своей прочности, легкости в уходе и долговечности, габардинсостав ткани габардин нашел широкое применение в качестве материала для различной спецодежды и униформы. Используют габардин и в качестве отделочной ткани для обивки мебели, пошива штор и декоративных подушек и т.д.

Эта ткань универсальна в своем применении. Из габардина можно сшить не только одежду, но и предметы декора для интерьера: скатерти, шторы, салфетки, наволочки и прочее .

Он используется для обивки мебели. А на материи синтетического состава наносят печать логотипов или рисунков для рекламной продукции: баннеров, флагов, рекламных растяжек. В качестве основы для подобной продукции используют ткань белого цвета.

Наиболее универсальна ткань габардин из искусственных волокон. Она – износостойкая, малосминаемая, хорошо держит форму, практически не дает усадки. Эти полезные свойства позволяют ее использовать в пошиве недорогой, удобной одежды – это может быть школьная форма, корпоративная одежда , униформа для официантов, гостиничного персонала. Для этого часто покупается габардин оптом.

В зависимости от качества, ткань габардин широко используется и в интерьере. Это – скатерти, покрывала, салфетки. Очень привлекательна ее цена – ткань габардин недорогая и качественная.

Габардин-стрейч – эластичная разновидность этой ткани. Благодаря добавлению эластана, она тянется в одну или обе стороны, что позволяет шить из нее более сложные и красивые модели пиджаков, юбок, брюк.

Уход за материей и изделиями из нее

Как говорилось выше, в производстве ткани может участвовать как шерсть , так хлопок и полиэстер . Естественно, это влияет на способ стирки и сушки изделия.

Уход за изделием из габардина будет зависеть от его состава. Чистошерстяные разновидности, из которых шьют верхнюю одежду, лучше отдать в химчистку, чтобы сохранить форму изделия и избежать усадки. Полиэстеровые ткани можно стирать в машинке на режиме синтетики при температуре 40°С.

В целом лучше придерживаться инструкций на ярлыке изделия.

Вообще ткань легкая в уходе: стирка, глажка, выведение пятен трудностей не составят.

При стирке габардин обычно не деформируется, цвет не меняет, если только правильно выбран режим и температура.

Гладят габардин теплым утюгом, но не слишком горячим, поскольку это может повредить или деформировать ткань. Точную температуру и режим опять же определяет состав ткани. Обязательно гладить изделие с изнанки и через марлю . Так вы сохраните матовую текстуру материи.

Уход за любым изделием начинается с внимательного изучения ярлычков с рекомендациями производителя.

  • Как правило, чистошерстяные вещи рекомендуют сдавать в химчистку.
  • Полушерстяные стирают в машине, если в ней существует функция ручной стирки шерсти (без сушки в барабане), или вручную в тёплой воде.
  • Полиэстеровые ткани стирают в щадящем режиме при температуре 40 о С.
  • Сушат изделия в расправленном виде. Гладят с изнанки негорячим утюгом через неплотную ткань или марлю. Это сохраняет матовость материала.
  • Габардин можно смело назвать всесезонной тканью. Долговечные и стильные изделия всегда выглядят актуально. Они подчёркивают респектабельность и достоинство в любое время года.

Как ухаживать за изделиями из этой ткани

Габардин неприхотлив в уходе, и чтобы максимально продлить период эксплуатации изделий из него, стоит соблюдать некоторые правила:

  1. придерживаться указаний на бирке и учитывать состав материала во время стирки, чистки, глажки и хранения;
  2. сдавать в химчистку демисезонные и зимние вещи, изготовленные из шерсти, что позволит избежать их деформации;
  3. стирать полушерстяные изделия вручную либо в режиме деликатной машинной стирки;
  4. стирать легкие вещи в режиме «синтетика», установив температуру 40оС;
  5. сушить вещи в расправленном виде;
  6. гладить и отпаривать изделия, вывернув наизнанку и используя невысокие температуры.


Чтобы изделие дольше сохраняло свой первоначальный вид, за ним нужно правильно ухаживать.
Обратите внимание! Для сохранения матовости ткани ее следует гладить через марлю.

Габардин – это эффектная и элегантная ткань, применяемая в различных областях. Она зарекомендовала себя с лучшей стороны, обеспечивая практичность эксплуатации и комфорт при носке.

Утюжка габардина

Белый уксус помогает плотно «посадить» пресс и предупреждает образование блеска. Разведите 3-4 столовые ложки белого уксуса в чашке воды. Попробуйте на кусочке ткани, как она будет реагировать на полученную смесь, и затем губкой нанесите ее непосредственно на ткань. Обрабатывайте ею во время утюжки припуски швов. Никакого запаха не останется.

Попробуйте сначала прогладить лоскуток ткани, чтобы определить нужный режим нагрева утюга. Проверьте, не остаются ли подпалины или не появляется ли блеск. Можно ли гладить ткань с лицевой стороны? Через какую ткань? Какое давление гладильного пресса следует устанавливать? Нужен ли уксус?

Разгладьте каждый шов и вытачку в нужном направлении, чтобы уплотнить стежки и равномерно распределить натяжение нити в шве. Пока ткань еще теплая, пальцем разверните швы и, прижав, держите пресс до тех пор, пока ткань не остынет. Во время утюжки не водите утюгом по ткани, а ставьте его на ткань, чтобы на ней не оставалось отпечатков».

Иногда бывает необходимо отутюжить ткань заново для достижения желаемого результата. Удалить блеск можно при помощи одежной щетки или шерстяного лоскута, смоченного в белом уксусе. Но будьте осторожны: слишком сильно нагретый утюг может оставить на ткани невосстанавливаемые дефекты. Мастера называют такую ткань «погибшей» и «загубленной».

Для того чтобы швы не отпечатывались на лицевой стороне, старайтесь утюжить припуски на кончике колодки или на специальном валике. Стереть отпечатки шва на лицевой стороне можно, прогладив под швом с изнаночной стороны кончиком утюга. Для окончательной обработки положите полоски плотной бумаги под швы, прогладьте, затем прижмите пресс.

При работе с особо сложной тканью гладьте только припуски при помощи дополнительной насадки на многофункциональной гладильной доске. Отстрочка и обработка шва на оверлоке помогают сохранять форму детали.

Какие же признаки лицевой и изнаночной стороны ткани?

Креп-атлас

Сразу надо отметить, что имеются односторонние и двухсторонние ткани. У односторонних тканей очень сильно отличаются лицевая и изнаночная стороны. Двух сторонние мало отличаются или не отличаются совсем. Они могут отличаться и сильно, но при этом используется как одна, так и другая сторона равноценно. Например, к таким тканям относится креп-атлас и спандекс, у которых обе стороны благородные и используются как ткани-компаньоны.

Самые простые по определению лицевой и изнаночной стороны ткани:

лицевая сторона по яркости окраски

1. С печатным рисунком. То есть, первый признак – это яркость набивного рисунка. Там, где сторона ярче, там и лицевая.

2. С вытканным рисунком: жаккардовые ткани, гипюр с проложенной по верху кордовой (толстой крученой) нитью (или выпуклость рисунка за счет перевивочного эффекта). На этих тканях с лицевой стороны рисунок будет четче и более выпуклый.Ткани могут сочетать как набивной рисунок, так и жаккардовый одновременно.

атлас. лицевая сторона и изнаночная

3. Третий признак: ткацкие переплетения такие, как атласное и сатиновое. Эти два переплетения с лицевой стороны имеют рубчик под разным углом, более гладкую и блестящую поверхность, красивый внешний вид. С изнаночной стороны эти ткани отличаются, они больше похожи на ткани с полотняным переплетением.

диагональ. лицевая и изнаночная

Саржевое переплетение имеет с двух сторон выраженный рубчик по диагонали (угол 45º). Только с лицевой стороны этот рубчик идет слева снизу вверх направо. С изнанки – наоборот. И если приглядеться, то с изнанки рубчик все же менее выпуклый. Саржевым переплетением обычно вырабатывают классические подкладочные ткани. Основной признак лицевой поверхности такой ткани – шелковая блестящая поверхность. С изнанки будет хлопчатобумажная нить – шероховатая и матовая.

брючная ткань.лицо изнанка

Второй и третий пункты можно объединить, так как эти признаки относятся к видам ткацких переплетений.

4. Четвертый признак — отделка ткани пайетками, металлической нитью «люрексом», нанесение тиснения, покрытия «под кожу», вышивка на ткани (шитье). В тканях из смешанного сырья более дорогой вид сырья находится с лицевой стороны. Во всех случаях лицевая сторона будет превосходить по красоте изнаночную сторону. Нити вышивки лежат ровно, без узлов, стежок полностью покрывает рисунок.

5. У ворсовых тканей ворс не всегда с лицевой стороны. У бумазеи, например, ворс с изнаночной стороны. Но бумазея обычно имеет набивной рисунок и красивую гладкую поверхность с лицевой стороны. Велюр, бархат, вельвет красив именно со стороны ворса, поэтому ошибиться в определении лицевой стороны трудно. А вот однотонные фланели относятся к двух сторонним тканям – они одинаковы с обеих сторон, так как имеют полотняное переплетение, ворсинки с двух сторон и одинаковую окраску.

драп лицо изнанка

лицевая изнаночная. драп

Драпы с лицевой стороны имеют приглаженный ворс, расположенный в одном направлении, или плотный рисунок без ворса. С изнаночной стороны односторонние драпы могут иметь более рыхлое переплетение. А вот двух сторонний драп может иметь с изнаночной стороны чуть менее четкий рисунок или менее аккуратный ворс, чем сильно усложняет определение лицевой стороны. На снимках мы видим два вида двусторонних драпов. один из которых вообще не имеет ворса, а второй имеет два разные фактуры: с одной стороны — плотный рисунок «диагональ», с другой — плотный ворс.

сукно лицо изнанка

Тоже самое относится и к сукну: сукно, как правило, полотняного переплетения, очень сильно заворсовано, что вызывает в решении поставленной задачи определенные трудности. В сукне по кромке бывает вплетена цветная нить, что указывает на лицевую сторону. Чтобы определить лицевую сторону, нужно провести пальцами с усилием в разных направлениях и с разных сторон, и смотреть, где ворс будет менее плотным, менее качественным – там изнанка.

7. Если нет вышеперечисленных признаков, то лицевую сторону можно опознать по качеству поверхности ткани. То есть лицевая сторона там, где поверхность ткани не имеет узелков, пушинок, более гладкая (она как будто запрессованная, лощеная). Наличие пушинок относится только к натуральным тканям. Определение по этому признаку, скорее, относится к хлопчатобумажным и льняным тканям гладкокрашенным и полотняного переплетения. Чтобы определить наличие ворсинок или яркость окраски, нужно ткань поднести на уровень глаз и смотреть вскользь поверхности на свет. Если выраженных дефектов ткачества вы не заметите, то эти ткани можно отнести к двух сторонним.

Совсем уж трудные для определения лицевой и изнаночной сторон ткани – это синтетические, так как все требования к ткани задаются на стадии формирования нити – она не имеет дефектов. На поверхности нет ворсинок, нет ткацких узлов, так как синтетическая нить уже заданной длины и она не рвется. Цвет нить обретает также в «момент рождения».

8. Последним признаком можно считать определение лицевой стороны по кромке, как по качеству кромки, так и по дырочкам на кромке. С лицевой стороны кромка более качественная. Дырочки остаются, когда ткань натягивают на каландры (иглы на валах) в процессе отделки. Но и тут можно потерпеть неудачу. Принято считать, что дырочки должны выпуклой стороной быть наверху, а вогнутой – со стороны изнанки, но как показывает практика, это бывает и наоборот.

определение лицевой стороны по кромке

дырочки по кромке

9. Также трудности могут вызвать ткани с репсовым переплетением. Репс может быть не только хлопчатобумажный, но и из шелковых синтетических нитей. Репс и ткани крепового переплетения — двухсторонние. Очень редко в крепах можно различить разницу в лицевой и изнаночной сторонах.

10. К двухсторонним тканям можно отнести также шотландку – пестроткань.

11. Если ткань шерстяная, то цветные нити будут ярче смотреться с лицевой стороны. Шерстяные ткани свернуты в рулоне лицевой стороной внутрь.

На сложных тканях перед раскроем нужно в нескольких местах, особенно в межлекальных выпадах, отметить лицевую сторону. Обычно это делают мелком в виде крестиков. Это важно не только, чтобы не перепутать при стачивании детали, но и для подрезки подбортов, планок, клапанов и так далее.

Обобщенно способы определения лицевой и изнаночной стороны можно представить в виде такой таблицы:

таблица определения лицевой и изнаночной стороны

Ну, и напоследок: как же отличить лицевую сторону от изнаночной

?

Если вы перебрали все визуальные способы, но сомнения остались, не забывайте про тактильные ощущения – чувствительность ваших пальчиков никогда не подведет.

Замечу, что бывает и так: хочется выбрать заведомо изнаночную сторону — то, что для авторов создания ткани было изнанкой, нам кажется наоборот, более привлекательным.

Я успокою вас: если вы так и не смогли уверенно выбрать одну из сторон за лицевую, то кроме вас об этом никто не узнает, потому что все познается в сравнении.

Если статья была полезной, делитесь ею с друзьями, пишите комментарии и задавайте вопросы. Буду признательна за лайки. Подписывайтесь на новости и получайте книгу в подарок
«Швейная машинка домашнего использования».
С любовью, Ольга Злобина

У любителей шить одежду и другие вещи для дома своими руками иногда возникает сложность в определении изнаночной стороны ткани. Современные ткани часто бывают почти одинаковыми на первый взгляд с обеих сторон. Но все же между сторонами есть незначительная разница и лучше их не путать, особенно в деталях будущего изделия.

Использование пресса, портновского гама и щетки

При утюжке каждый раз пользуйтесь щеткой: при заглаживании вытачек, разутюживании припусков швов и приутюживании краев изделия. Прижимайте по небольшому участку изделия, удерживая или оставляя щетку на этом участке до тех пор, пока ткань не остынет.

Натягивайте изогнутые швы и вытачки на гам, используя при этом щетку. Гладильный пресс хорошо подходит для утюжки прямых швов. Используйте также колодку для разутюживания припусков прямых швов или изогнутой узкой подгибки низа.

Конечно, в настоящее время многие современные материалы превосходят габардин в водонепроницаемости, но, несмотря на это, брюки из габардина, юбки , костюмы остаются популярными среди женщин и мужчин любых возрастов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]