Стиль эпохи барокко
Стиль появился в конце 16-го века и господствовал весь 17 век. Это самый роскошный, самый яркий, самый пышный, самый театральный и помпезный стиль. Это стиль богатства, который не прячут и роскоши, которую не стесняются. Больше золота, больше красок! Барокко вызывающ, громоздок, неправилен. Но при своей неправильности, он симметричный, узорчатый, выпуклый.
Слишком. Слишком — вот ключевое слово стиля барокко.
Аньоло Бронзино. Элеонора Толедская с сыном 1545 г.
Барокко — первый стиль, объединивший страны Европы, сделал модниц и модников разных стран чуть похожими друг на друга, так как господствовали одни и те же идеалы. Европейцам нравятся одни и те же модели одежды, похожие аксессуары и барочные цвета: черный, золотой. Золотое шитье, объемное кружево, испанские гофрированные воротники, которые начали свое шествие по модной карте Европы еще в конце эпохи Возрождения и полностью покорили себе все страны во время эпохи барокко.
Елизавета Французская, позднее Изабелла Бурбонская, королева Испании (1602-44 гг.)
Именно благодаря этим гофрированным воротникам в столовом этикете в эпоху барокко появляются вилки и салфетки. Воротники из кружев были предметом роскоши, и позволить себе носить их могли далеко не все. Именно поэтому появилась необходимость бережно к ним относиться. Используя вилку, можно было есть, не боясь испачкать одежду.
И в принципе из-за величины воротника было практически невозможно есть, не пользуясь приборами. Только представьте, смогли бы вы перекусить, если у вас был бы такой воротник?
Михаэль ван Миревельт. Женский портрет 1635 г.
И, конечно, для стиля барокко характерны всевозможные украшения с жемчугом. Много жемчуга, жемчужины разных форм, крупные жемчужины, разнообразное использование жемчужин в разных украшениях – в шитье на платьях, в поясах, головных уборах, обуви.
Изабелла де Бурбон (Елизавета Французская), королева Испании (1602-44 гг.) – 1620 г.
ЛЕКЦИЯ 17. КОСТЮМ ЭПОХИ БАРОККО.
ЛЕКЦИЯ 17. КОСТЮМ ЭПОХИ БАРОККО.
Стиль барокко — парадный, величественный, декоративный, для которого характерна пышность, множество различных безделушек, украшений. Мужской костюм. Мода второй половины 17 века приобретает оттенок десткости. Для мужского костюма характерно наличие частей: Белая рубашка с напусками на талии, пышными длинными рукавами и кружевными манжетами. Брасьер — короткая распашная куртка с короткими рукавами из под которых выглядывали манжеты рубашки; по талии маленькая баска. Позднее короткий брасьер сменился длинным жюстокором длиной почти до колен распашной кафтан. Плотно обличал фигуру, имел центральную бортовую застежку на множество пуговиц, обильно украшался спереди. Рукава длинные, узкие с раструбами по низу, украшенные вышивкой. По тальи подпоясывали широким шарфом или бантом. Появляются прорезные карманы с клапанами, украшенными вышивкой. Пышные широкие панталоны с завязкой под коленом и белые шелковые чулки с кружевными подвязками. Поверх панталон носили широкие штаны ренграв, также длиной до колена и на завязках по низу. Верхней одеждой был длинный плащ, накинутый на левое плечо. Позднее верхней одеждой стал выступать жюстокор. Обувь. Носили высокие сапоги из мягкой кожи с раструбами, украшенные пряжкой на подъеме и шпорами. Дворяне носили туфли на красном каблуке, украшенные спереди большим языком. Дополнения. Эполет из атласной и парчовой ленты на правом плече перевязь для шпаги, перчатки, часы и трость с большим декоративным наболдажником. Прически и головные уборы. В моду входят парики из белых длинных локонов, бородка в виде вертикальной полоски под нижней губой тоненькие усики. Мужчины носили шляпы конической формы с жесткими широкими полями, украшенные страусиными перьями и лентой. Позже появляются треуголки также украшенные перьями. Украшения: большое количество ювелирных украшений в виде перстней, подвесок, а также вышивка на костюме золотой и серебряной нитью, тончайшее кружево.
Женский костюм. Нижнее платье становится достаточно узким с узкими рукавами, у юбки появляется шлейф. Вдоль разреза по центру лифа переда появляется ряд бантиков по всей длине разреза (лестница). По низу рукавов широкая кружевная оборка. Верхнее платье с длинной распашной юбкой, сзади со шлейфом, спереди подобранный в виде валиков, закрепленными пряжками или бантами. Верхней одеждой служил меховой палантин, бархатная или меховая муфта, плащи пелерины с мехом и длинные до локтя перчатки. Обувь. Туфли из бархата или парчи с узким заостренным носиком на высоком выгнутом каблуке. Дополнения. Зонтик от дождя или кружевной от солнца, трость, веер и кружевные носовые платки. Прически и головные уборы. Волосы расчесывали на прямой пробор, над висками пышно взбивали, а на плечи спускали локоны. Часто использовалась прическа «фонтанс» — локоны, уложенные на высоком каркасе, украшенные оборками, лентами, бантами и кружевом. Косметика. Косметикой пользовались и мужчины и женщины: белили лица, румянили щеки, чернили брови и ресницы. Особым украшением были декоративные черные мушки из шелковой или бархатной ткани, которые приклеивали на лицо, шею и грудь. Украшения. Обилие колец, бус, ожерелий, подвесок, серег, брошек с натуральным жемчугом и драгоценными камнями. Домашнее задание. Подготовить презентацию по изученной теме.
Мода эпохи барокко
Безусловно, мода на кружево стала возможностью для голландских кружевниц показать свои умения. Фландрия (Южные Нидерланды) славилась своими особыми кружевами.
Кружево было очень популярно, оно позволяло, не меняя платья, быстро освежить внешний вид. Показать, как дорого и нарядно может выглядеть владелец любого темного платья. И одновременно, модно, что очень важно для эпохи барокко. В этой эпохе мода уже повсюду – начиная от королевских дворцов и до городских площадей – большинство жителей хотят быть модными и следят за модой.
Корнелис Кетель. Женский портрет (Голландия)
Желание соответствовать моде толкало модников на приобретение кружева любой ценой. Бывало, особо следящие за модой дамы даже разоряли своих мужей в погоне за роскошными образами.
Безусловно, тон моде задавали европейские королевские дворы. Все хотели быть похожими на своих коронованных правителей, но, по понятным причинам, это не позволялось. Но все пытались хоть на миллиметр приблизиться к своему идеальному образу.
Мария Медичи 1610 г, королева Франции с 1600 г
Люди эпохи барокко отвергали естественность. Силуэт женского костюма вычурный и сложный. Именно в эпоху барокко появляются корсеты и широкие юбки. Большинство барочных силуэтов с пышными, объемными рукавами. И, безусловно, пышные воротники.
Вильям Сегар. Портрет неизвестной дамы, ок. 1595 г.
И, конечно, стоит повторить слово «слишком» как показатель стиля. Барокко подразумевает и слишком большое количество предметов одежды. Так, в прекрасном автопортрете Рубенса со своей супругой Изабеллой нам очевидно, что голова юной красотки явно перегружена предметами гардероба. Но это так типично для стиля барокко. Посмотрите, с каким достоинством молодая супруга позирует, и как она довольна своим модным нарядом.
П.П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брандт 1609 г.
Цвета барокко — не всегда темный с золотым. Возможны и светлые цвета. Сочетание с красным цветом, использование экстра большого количества жемчуга, жесткий корсет, пышная юбка – все это наводит нас на мысль о стиле барокко в одежде. Корсеты позволяли превращать женские фигуры в идеальные. Идеалом для эпохи барокко были очень тонкие талии. Например, во Франции, при Екатерине Медичи, конец XVI века, придворные дамы должны были иметь талию не более 33 см!
Маркус Гирертс. Анна Датская, супруга Якова I, 1605-1610 гг.
Не отставали от Франции и другие страны, соревнуясь «в жестких рамках» при королевских дворах, загоняя красавиц в узкие корсеты и невообразимо пышные платья.
Барокко в одежде тогда… (история стиля с фото)
История стиля барокко в одежде делиться на тогда и сейчас. Прежде всего европейского мода того времени отражала огромную пропасть между слоями, религиозными верованиями и национальностями. Католические испанки продолжали носить платья с огромными юбками и большие воротники вокруг шеи (его прозвали колесом ершей). Платья были либо с очень низким вырезом, либо с очень высоким воротом. Также на них имелись длинные рукава, заканчивающиеся большими манжетами все с теми же колесами ершей. Для мужчин нормой становились бриджи в первые пятнадцать лет 17 века. Посмотрите на фото примеры исторического костюма:
Уже к середине 17 века платья становились менее пышными – они стали мягкими и легкими, чтобы облегчало передвижение дам. Рукава стали более объемными, иногда даже могли быть косыми. Жесткие ершовые воротники были заменены кружевными и льняными воротничками. Если на платье имелся вырез, то они надевали тонкие нити жемчуга. Так же они начали носить обувь на небольшом каблуке.
При Людовике XIV вошли в моду платья с заниженной талией, которую полностью изменили весь силуэт женщины. Платье становились все мягче и легче и стали украшаться лентами и камнями. Сексуальность того времени находила выражение в открытых декольте и рукавах, которые были очень широкими и держались на предплечье.
Барокко в современной моде
А что же в современном мире? Популярен ли сейчас стиль барокко? С уверенностью можем сказать, что да, по крайней мере для моды haute-couture он очень востребован. Приведем в пример несколько фото с последних модных показов, которые состоялись в очном режиме в прошлом году до начала пандемии.
Dior. Весна лето 2020
Dior. Весна лето 2020
Посмотрите на характерную для барокко узорчатость, использование кружев, темные цвета. И конечно, корсетная история с длинными и пышными юбками – это ли не современное прочтение стиля барокко?
Осень-зима 2020-2021, ready-to-wear неделя моды Милан. Gucci
Осень-зима 2020-2021, ready-to-wear неделя моды Милан. Gucci
Осень-зима 2020-2021 ready-to-wear неделя моды Париж. Alexander McQueen
Осень-зима 2020-2021 ready-to-wear неделя моды Париж. Alexander McQueen
Надеюсь, что стиль барокко станет для вас вдохновением при выборе наряда для новогодней вечеринки!
Специально для Irkfashion.ru материал подготовлен искусствоведом и преподавателем школы Ecole Ольгой Стрекаловской @olga_strekalovskaya
Характерные особенности
Стиль барокко в одежде отличается роскошью, помпезностью, вычурностью.
В целом для стиля барокко свойственны:
- легкость и ощущение гармонии собственных движений;
- изобилие внешних элементов, эффектов;
- стремление к совершенству;
- эмоциональная приподнятость;
- демонстрация роскоши, состоятельности, помпезности;
- театральность, поистине граничащую с аффектацией.
Главным требованием барокко является идеальная женская фигура – пышная грудь, тонкая талия, объемные бедра.
К характерным чертам стиля барокко относятся:
- кружева, находящиеся постоянно на пике популярности, так как придают владельцам особый шарм и элегантность, а также создают романтический, феерический образ;
- вышивки, из которых создаются целые произведения искусства на любой ткани с использованием качественных золотых нитей;
- длинные шлейфы, создающие королевский шарм, благодаря грациозно струящимся по полу нарядам;
- глубокое декольте, открытые плечи, что подчеркивают соблазнительную грудь, изящную шею;
- корсеты со шнуровкой, убирающие лишние складки, а также делающие фигуру идеальной;
- асимметрия, многосложность – этот тренд кочует из сезона в сезон, секрет его создания состоит в комбинировании одежды из разных цветов, текстур.