Отделка тканей, трикотажа и нетканных материалов

Огромный ассортимент тканей классифицируют по нескольким признакам:

  • по составу;
  • по способу переплетения;
  • по назначению;
  • по сезону;
  • по отделке.


Все тканые материалы по составу волокон делятся на искусственные, смешанные и натуральные. Первые изготовлены исключительно из синтетических материалов, вторые — сочетают в себе натуральное сырье и искусственное, третьи — полностью сотканы из природных волокон.
Чаще всего для пошива одежды и предметов быта используют натуральные и смешанные ткани. Группа материалов из естественных волокон включает такие виды:

  • шелковые;
  • хлопчатобумажные;
  • шерстяные;
  • хлопковые.

Название материалов может быть одинаковым, а состав ткани совершенно отличаться. Это объясняется тем, что материал часто называют по способу переплетения, а одно и то же переплетение используется для всех типов сырья.

Рассмотрим, какие бывают ткани из природных волокон.

Шелковая группа

Название тканей и их развернутые характеристики можно увидеть в нашей колонке «От А до Я». Стоит различать натуральный и искусственный шелк, поскольку данная группа включает материалы не только из чистого шелка, но и из смешанного и полностью синтетического сырья. Причем доля шелка из химических волокон составляет более 90%. Это связано не только с прогрессом в текстильной промышленности, но и с высокой ценой натурального шелка.

Характеристика тканей из шелка обычно ограничивается описанием внешнего вида. Материал из шелковых нитей действительно очень привлекателен: он блестит и переливается на солнце, легкий, мягкий и приятный на ощупь. Кроме того, шелк обладает высокими утилитарными свойствами: гигроскопичность, малая усадка, хорошо драпируется. Это легкая, упругая и прочная материя.

Производство ткани из шелка — очень трудоемкий и затратный процесс, поэтому натуральный материал имеет большую себестоимость и высоко ценится на рынке. Сырьем для получения шелковых нитей являются коконы тутового шелкопряда. Сначала выращивают гусениц, которые через несколько недель плетут коконы. Потом их опускают в кипяток и аккуратно разматывают. Получается матовая желтоватая нить.

Для изготовления шелка используют такие виды переплетений:

  • Атласное. Материал, полученный таким переплетением, его еще называют сатиновым, имеет матовую изнанку и гладкую лицевую поверхность с блеском. Недостатком является повышенная сыпучесть и скольжение при раскрое. Различными комбинациями атласного переплетения получают атласы, сатины.
  • Полотняное. Этот способ позволяет корректировать плотность ткани путем увеличения числа нитей на дюйм. Чем их больше, тем более плотная материя получается на выходе. Название тканей полотняного переплетения: крепдешин, креп-жоржет, шифон, туаль.
  • Саржевое. Нити пересекаются с асимметричным сдвигом, поэтому по всей лицевой поверхности явно виден диагональный мелкий рубчик. Используется для изготовления подкладочных материалов, нательного и постельного белья.
  • Мелкоузорчатое. Производное от основных видов переплетения. Оно дает материал в рубчик, диагональ или «елочку».
  • Крупноузорчатое. Более известное название тканей крупноузорчатого переплетения — жаккард. Его ткут на специальных машинах с компьютерными программами. Получается материя с рельефными узорами самых различных видов.
  • Комбинированное. Сочетание различных видов переплетения позволяет улучшить те или иные качества ткани.

По отделке и цветовому оформлению шелковые ткани могут быть отваренные, суровые, гладкокрашеные, пестротканые, отбеленные, набивные, тисненные и мулинированые.

По назначению шелк делят на подгруппы: платьевая, подкладочная, мебельно-декоративная, техническая, сорочечная, костюмная и блузочная.

Предварительная отделка

Первоначальная или предварительная отделка заключается в подготовке материала перед окраской или приданию материалу свойств, необходимых для беленого полотна. Но перед самой отделкой необходимо провести проверку качества поступившего в работу материала, сделать выбраковку.

Отделка хлопчатобумажного материала

Полотна, в составе которых присутствуют волокна хлопка, обрабатываются следующими способами:

  • опаливание — обработка поверхности с помощью газовой горелки или расплавленного металла в желобе; удаляются выступающие кончики и лишние волокна (так не обрабатывается материал, который затем подлежит ворсованию, например, фланель); поверхность становится чище и глаже;
  • расшлихтовка — удаление упрочняющего состава с поверхности нитей (шлихты); придает мягкость и способность лучше впитывать воду;
  • отваривание — замачивание в щелочи для вымывания органических веществ; процесс размягчает ткань, но придает серо-бурую окраску полотну;
  • отбеливание — удаление природного пигмента из волокон путем обработки составом гидрохлорида натрия;
  • мерсеризация — особая обработка материи щелочью для придания гладкости, шелковистости (например, для сатиновых тканей);
  • ворсование — пропускание полотна через специальную ворсовальную машину для получения на поверхности начеса (для фланели, байки).

Вам это будет интересно Как правильно работать с контурами Декола для тканей

Мерсеризация

Отделка льняной материи

Подготовка для последующей окраски льняных полотен производится на основании схемы, соответствующей хлопковым, но с некоторыми отклонениями. Материал изо льна проходит следующие этапы:

  • Как отбелить белье в домашних условиях?
  • опаливание;
  • расшлихтовка;
  • отваривание — повторяется 2-3 раза, каждый последующий раз с использованием более слабого раствора щелочи;
  • кисловка — обработка раствором серной кислоты для усиления эффекта отбеливания и удаления примесей;
  • отбеливание — производится в четыре этапа, чередуется с процессами отваривания и кисловки для полного или частичного отбеливания; по степени отбеленности льняные полотна выпускают ¼ белые, полубелые, ¾ белые и полностью белые.

Отбеливание и просушка

Отделка шерстяной материи

Шерстяные материалы делятся на два вида: камвольные и суконные. Камвольная материя тонкая, легкая, на лицевой стороне заметен четкий рисунок переплетения нитей. Суконная — более толстая, может быть с ворсом. Фактические различия диктуют особые подходы к предварительной отделке.

Отделка камвольного полотна

Включает в себя следующие этапы:

  • опаливание;
  • промывание — удаление животного жира и других загрязнений;
  • карбонизация — применяется для 100% шерстяных материалов; заключается в обработке раствором серной кислоты с высушиванием и дальнейшим прогреванием; полностью разрушаются посторонние примеси, а шерстяные волокна при этом остаются невредимыми;
  • заваривание — попеременная обработка кипящей и холодной водой для снятия напряжений в волокнах и придания усадки;
  • мокрая декатировка — обработка водой и паром на декатировочных машинах для уплотнения.

Отделка суконного полотна

Включает в себя следующие этапы:

  • промывание;
  • карбонизация;
  • заваривание;
  • мокрая декатировка;
  • валка — проводится для придания плотности и образования войлочного настила на поверхности;
  • ворсование;
  • ратинирование — укладка ворса в заданном направлении.

Ворсовый материал

Отделка ткани из натурального шелка

Шелковые ткани подвергаются меньшему количеству этапов обработки, а именно:

  • отваривание — обработка в мыльной воде при 95°С в течение 2 часов для удаления пигментных, жировых веществ; в процессе обработки материал приобретает мягкость;
  • отбеливание — с помощью перекиси водорода отбеливают материал, который должен стать абсолютно белым.

Отбеленный шелк

Отделка ткани из химических волокон

Их обрабатывают аналогично тканям из натурального шелка, но завершают процесс этапом стабилизации — воздействие паром на натянутое полотно; этот способ убирает внутреннее напряжение в волокнах и формирует структуру материала для его дальнейшей эксплуатации.

Вам это будет интересно В чем особенность вологодского кружева: происхождение сколки, простые схемы

Вискоза отбеленная

Хлопчатобумажная группа

История ткани из хлопка насчитывает не одну тысячу лет. За это время ассортимент тканей расширился до 1000 наименований. Огромное распространение материал получил за такие свойства:

  • гигроскопичность;
  • низкая себестоимость;
  • устойчивость к износу;
  • мягкость;
  • экологичность.

Недостатками хлопка являются высокая степень сминаемости и усадка. Чтобы убрать эти минусы, сырье для материала аппретируют или комбинируют с другими волокнами, в том числе синтетическими.

Производство тканей начинается со сбора коробочек хлопчатника. Из них затем извлекают хлопковые волокна, которые станут основой для нитей. Чем длиннее волокна, тем качественнее будет материал. Хлопковое сырье очищают и сортируют. Затем из них изготавливают нити. Плотность ткани зависит от толщины и способа кручения нитей.

Хлопковые нити проклеивают для предотвращения разрывов и усиления прочности. На прядильной фабрике производят непосредственно саму ткань. Большинство видов, составляющих ассортимент тканей из хлопка, ткут полотняным переплетением и его производными. Применяются также жаккардовое, мелкоузорчатое и другие виды переплетений. Первоначально полотно имеет белый цвет из-за отбеливания. После очищения от клея материал красят или наносят рисунок, если нужно получить ткань с принтом. Затем хлопок могут дополнительно обрабатывать.

По назначению хлопковая ткань делится на бытовую и техническую. Существует 17 групп хлопчатобумажных материалов: бельевая, одежная, полотенечная, платочная, подкладочная, тиковая, плательная, мебельно-декоративная, ворсовая, одеяльная, суровые ткани, ситцы, бязи, сатины, марля, упаковочные и технические ткани.

Ситцы изготавливают полотняным переплетением. Это гладкокрашеный материал или ткань с рисунком, полученным методом набивки.

Бязь — более плотная и грубая ткань за счет использования более толстых нитей. Получают полотняным переплетением. Этот вид подвергают сильному аппретированию для улучшения сопротивления к сминаемости и усадке.

Сатины ткут атласным или сатиновым переплетением. Лицевая поверхность гладкая. Эти виды ткани часто подвергаются мерсеризации. Это химическая обработка нитей, которая делает их более шелковистыми, мягкими и блестящими.

Наиболее понятной является классификация тканей из хлопка по сезонному признаку. Особенно это актуально для платьевой группы. В нее входят следующие виды:

  • Демисезонные. Производство ткани осуществляется полотняным, саржевым и мелкоузорчатым переплетениями. Для демисезонных материалов характерен больший вес ткани, усиленная структура, толщина и прочность. Название тканей этой подгруппы часто совпадает с наименованиями шерстяных полотен. К демисезонным относят шотландку, креп, тафту, поплин, гарус, шерстянку, пике и другие.
  • Летние. Чаще всего это легкая ткань светлой расцветки. Используемые переплетения: полотняное, жаккардовое, комбинированное. Ассортимент летних тканей включает: маркизет, батист, вуаль, перкаль и многие другие.
  • Зимние. Обычно это ткань с ворсом или в рубчик. Ворсованная поверхность и повышенная плотность ткани получаются за счет применения начеса уточных нитей. В эту подгруппу входят такие наименования: фланель, байка, бумазея.

Из хлопковой нити может быть изготовлена как плотная, так и тонкая ткань. Разнообразие переплетений и использование нитей разной толщины позволяют получить нежнейшую вуаль и теплую байку. Название тканей часто совпадает с названиями материалов из шелка, шерсти или льна.

Отделка тканей

Категория: Одежда

Под отделкой тканей понимают комплекс химических и физико-химических воздействий на ткань для улучшения ее потребительских свойств. Отделка тканей состоит из следующих этапов: предварительная отделка, колористическая (крашение печатание), заключительная, специальная.

Разные ткани по сырьевому составу имеют свои особенности в отделке.

Предварительная отделка

Хлопчатобумажные ткани подвергают опаливанию, отварке, отбеливанию, мерсеризации. Льняные ткани отваривают, кислуют, отбеливают.

Отделка шерстяных тканей значительно отличается от отделки хлопчатобумажных и льняных, что объясняется особенностями строения и свойств шерстяного волокна. Шерстяные ткани опаливают, подвергают валке, декатируют (ткань обрабатывают паром, горячей и холодной водой).

Карбонизацию проводят только для чистошерстяных тканей для удаления оставшихся в них растительных примесей.

Ткани из натурального шелка отбеливают, оживляют (ткань обрабатывают слабым раствором органической кислоты). Некоторые костюмно-платьевые, ворсовые ткани утяжеляют, что способствует лучшей драпируемости.

Ткани из химических нитей отваривают для удаления замасливающих и клеящих веществ. Для снятия внутренних напряжений и предотвращения заломов проводят стабилизацию синтетических тканей, воздействуя на расправленную и натянутую ткань паром или горячим воздухом.

Крашение тканей

При крашении ткань прокрашивается насквозь и равномерно Такие ткани называют гладкокрашеными. Гладкокрашеную ткань можно получить при использовании окрашенных в массе волокон или нитей, тогда ткань имеет равномерную окраску не только по поверхности, но и по толщине.

Печатание тканей

Печатание, или узорчатое расцвечивание тканей, — процесс нанесения и закрепления красителя на определенных участках материала.

Печатание осуществляется различными способами: машинным, сетчатым, шаблонным, аэрографным, переводной печати (сублистатик).

По способу нанесения рисунка печать подразделяют на прямую, вытравную и резервную.

При прямой печати рисунок наносят на отбеленную или предварительно окрашенную в светлые тона ткань. В последнем случае прямую печать называют фоновой.

В зависимости от площади, занимаемой рисунком, различают печатные рисунки белоземельные (до 40 % площади ткани), полугрунтовые (40—60 %) и грунтовые (более 60). Для получения вытравной печати ткань сначала подвергают гладкому крашению, а затем печатанием наносят вытравляющий состав, который в этих местах обесцвечивает ткань. Получается белый рисунок на темном фоне. Но можно получить и цветной рисунок. Для этого в вытравляющий состав вводят стойкий к нему краситель.

Резервная печать получается при нанесении на неокрашенную ткань защитного (резервного) состава. Затем ткань подвергают гладкому крашению, и в местах нанесения резервного состава она не красится.

Заключительная отделка тканей

Ткани после предварительной отделки, крашения и печатания не имеют товарного вида. Для окончательного внешнего оформления тканей и улучшения их эстетических свойств необходима заключительная

отделка.

Основные виды заключительных отделок:

аппретирование

— нанесение на ткань аппрета, в состав которого входят клеящие вещества (крахмал, декстрин и др.) для придания ткани наполненности и жесткости. В зависимости от количества нанесенного аппрета получают ткани с мягкой — муслиновой (1—3 % аппрета), средней (5—6 %) и жесткой (до 10 %) отделкой;

ширение

производят на сушильно-ширильной машине увлажненной ткани для ее выравнивания и получения стандартной ширины;

каландрирование

— пропускание ткани через горячий каландр. После этого ткань становится гладкой, мягкой и приятной на ощупь.

Применяются и другие виды заключительных отделок.

Специальная отделка тканей

Специальные виды отделок производят для снижения или устранения недостатков в тканях, для придания важных для них свойств (водонепроницаемость, малая сминаемость) или для создания каких-либо эффектов, улучшающих эстетические свойства.

Специальные виды отделок: противосминаемая, водоотталкивающая, антистатическая, противомолевая, стойкое тиснение, устойчивый блеск, гофре, металлизация и др.

Завершающим этапом формирования потребительских свойств тканей является отделка. Отделочные операции позволяют улучшить внешний вид тканей и придать им дополнительные свойства, повышающие их конкурентоспособность. Процедура отделочных операций определяется сырьевым составом, видом нитей и назначением тканей. Различают предварительную, колористическую, заключительную и специальную отделку тканей.

Основными процессами предварительной отделки

хлопковых тканей являются:

  • опаливание

    — удаление с поверхности суровой ткани выступающих кончиков волокон, за исключением тканей с начесом (байка, фланель, бумазея), ворсом и марли;

  • расшлихтовка

    — удаление шлихты, нанесенной на нити основы перед ткачеством для ее упрочнения, а также пекти­новых и азотистых веществ;

  • отваривание

    в щелочном растворе с целью удаления примесей, придания мягкости, пластичности и повышения смачиваемости тканей;

На лицевой поверхности образуются крупные ткацкие рисунки геометрического, растительного или животного характера. Различают простые жаккардовые переплетения с использованием двух систем нитей и сложные — с использованием трех и более систем нитей. Вырабатывают платьевые, костюмные, пальтовые, мебельно-декоративные ткани, платки, одеяла и покрывала.

  • отбеливание

    производится для разрушения природной окраски волокон двумя способами: химическим с помощью гипохлорида натрия, перекиси водорода и других веществ; оптическим — путем нанесение флуоресцирующего красителя;

  • мерсеризация

    — обработка ткани раствором щелочи при пониженной температуре в натянутом состоянии для придания мягкости, шелковистости, увеличения прочности и гигроскопичности. Местное нанесение раствора щелочи на ткань в ненатянутом состоянии позволяет получать эффект жатости и гофре;

  • ворсование

    — образование начесного покрова на по­верхности ткани для повышения ее теплозащитности и мягкости.

Предварительная отделка льняных тканей включает: опаливание; расшлихтовку; отваривание

в растворе щелочи и соды с целью придания тканям мягкости и смачиваемости (темно-серые вареные ткани);
кисловку
слабым раствором серной кислоты для удаления примесей и частичного отбе­ливания (кислованные ткани светло-серого цвета);
отбели­вание
гипохлоридом и перекисью водорода.

Полное отбеливание производится в четыре этапа. По степени белизны различают 1/4, 1/2, 3/4 белую и белую ткани.

Шерстяные ткани подвергают:

  • опаливанию

    (только камвольные ткани для выявления ткацкого рисунка);

  • заварке

    кипящей водой для улучшения механических свойств и придания тканям равномерности;

  • промывке

    моющими веществами для удаления загрязняющих примесей;

  • валке с

    целью образования войлокообразного застила, повышения плотности и теплозащитности суконных тканей. Различают:
    сильную
    валку для драпов и сукна (3,5-8 ч),
    уме­ренную
    для тонокосуконных костюмных и пальтовых тканей (до 2 ч), слабую для гребенных пальтовых тканей (20-40 мин);

  • карбонизации (чистошерстяные ткани) слабым раствором серной кислоты для очистки от растительных примесей;
  • ворсованию,

    в результате чего на поверхности суконных тканей формируется начесный ворс, а ткани становятся более мягкими, пушистыми и теплозащитными;

  • ратинированию,

    в процессе которого ворс на лицевой поверхности ткани укладывается в виде различных фигур;

  • белению

    химическим и оптическим способами, но очень редко, так как при этом снижается прочность тканей;

  • мокрой декатировке

    горячей водой и паром для выравнивания напряжений и предотвращения образования заломов в гребенных и тонкосуконных тканях.

Шелковые ткани в процессе предварительной отделки: опаливают

(ткани из пряжи);
отваривают
в мыльном растворе для придания мягкости, эластичности и нежного блеска;
оживляют
слабыми растворами органических кислот, что придает тканям характерное туше, хруст и скрип;
отбели­вают,
но редко;
утяжеляют
(некоторые ткани) минеральными или органическими соединениями, синтетическими солями, что повышает плотность и улучшает драпируемость, но снижает прочность и увеличивает хрупкость и ломкость тканей.

Ткани из химических нитей подвергают легкой отварке в мыльно-содовом растворе для удаления различных примесей и загрязнений. Для тканей из синтетических волокон проводят термостабилизацию горячим воздухом или паром в расправленном состоянии с целью снятия внутренних напряжений и улучшения ряда свойств.

Колористическая отделка

тканей предполагает крашение и узорчатое расцвечивание.

Крашение осуществляется разнообразными красителями. Ткани, окрашенные в единый по всей поверхности цвет, называются гладкокрашеными.

Печатание (набивка) тканей — это нанесение на ткань красочного одно- или многоцветного рисунка. Различают следующие способы нанесения рисунка: ручной и машинный. Ручная набивка применяется для получения высокохудожественных рисунков только на штучных текстильных изделиях (скатерти, головные платки, шарфы и т. п.). Машинное печатание имеет следующие разновидности:

  • прямая печать — рисунок наносят с лицевой стороны на предварительно отбеленную или окрашенную в светлые тона ткань. В зависимости от площади, занимаемой рисунком, прямая печать может быть белоземельная (рисунок занимает 30-40% площади ткани), крытая (40-60%) и грунтовая (более 60%);
  • печать под акварель производится на увлажненных тканях с одной (односторонняя печать) или с двух сторон (двусторонняя печать);
  • вытравная печать — на гладкокрашеную ткань наносят в соответствии с рисунком вытравляющий состав, разрушающий окраску до белого цвета в местах нанесения. Затем по вытравленным местам производят печатание цветного рисунка. Вытравные рисунки отличаются четкими контурами;
  • резервная печать сложнее вытравной и применяется в тех случаях, когда окраску фона ткани невозможно вытравить качественно. Для этого на неокрашенную ткань наносят резерв (защитный состав) с помощью печатного вала и затем ткань окрашивают. После удаления резервирующего состава видны белые участки ткани, по которым может производиться печатание цветного рисунка;
  • аэрографная печать позволяет получать тоновые высоко­художественные красочные рисунки. На ткань при помощи трафарета и аэрографа наносят краситель путем распыления с различного расстояния, что влияет на интенсивность окраски;
  • сублистатик (термопечать) — перенос узора с бумажной подложки на ткань при кратковременном термоконтакте. Узор имеет четкие контуры, может быть различной величины и цветовой гаммы.

Заключительная отделка

тканей производится для улучшения их внешнего вида, качества и потребительских свойств. Процедура зависит от сырьевого состава и назначения ткани. Основными этапами заключительной отделки хлопковых тканей являются:

  • спиртовка — отбеливание неокрашенных участков ткани;
  • ширение — выравнивание ширины ткани до заданной нормы, устранение перекосов утка;
  • аппретирование — нанесение на ткань аппретов (химических растворов), придающих тканям жесткость, наполненность, блеск, несминаемость, гладкость, стойкость к загрязнениям, истиранию, свету и воде;
  • каландрирование — пропускание ткани между нагретыми каландрами (валами) для разглаживания, уплотнения и придания внешнего эффекта тиснения, шелковистости, матовости и т. д. Ткани с рельефной, ворсовой и креповой поверхностью каландрированию и аппретированию не подвергаются;
  • подворсовывание — поднятие на ворсовальных машинах ворса, прижатого во время отделочных операций.

Для льняных тканей проводят аппретирование, сушку, увлажнение и ширение. Шелковые ткани подвергают ширению, аппретированию, поднятию и выравниванию ворса у плюша и бархата, получению вытравного фасонного ворсового рисунка с помощью густого раствора серной кислоты; придают креповый эффект путем отваривания или использования нитей креповой (сильной крутки), получают эффект гофре (мелкие складки) и эффект клоке (рельефный узор) за счет применения нитей с различной степенью усадки или обработкой участков ткани веществами, увеличивающими усадку.

Заключительная отделка шерстяных тканей включает сушку, ширение, стрижку кончиков волокон с лицевой поверхности ткани, прессование для уплотнения и придания упругости, гладкости ткани; декатировку — обработку тканей паром для уменьшения усадки, ратинирование, т. е. по­лучение на ворсовых тканях фигурных рисунков в виде горошин, узелков и т. п.

Специальные виды отделки

тканей проводят для придания тканям новых, специальных свойств и устранения имеющихся недостатков: водоотталкивающая, антистатическая, грязеотталкивающая и др.

Акварель

— вид печати, при котором рисунок печатают по увлажненной ткани, вследствие чего он напоминает акварельный. При значительном увлажнении получают рисунок с размытыми краями.

Антистатическая отделка (АО)

— обработка тканей из синтетических волокон поверхностно-активными веществами, снижающими поверхностное электрическое сопротивление (алкамон ОС-2, эпамин-06, тетрамон С).

Аппретирование

— нанесение на ткань аппретов, в состав которых входит крахмал, клей и другие вещества, для придания ей жесткости, несминаемости, блеска и глянца, лучшей отстирываемости.

Аэрографная печать

— способ нанесения высокохудожественных рисунков с постепенным переходом красок от темных тонов до светлых и наложением разных цветов. Рисунок наносят с помощью трафаретов, имеющих вырезанные узоры путем распыления при помощи аэрографа.

Белоземельная печать

— колористический рисунок наносится на белый фон ткани и занимает небольшую площадь на поверхности (до 30-40%).

Велюр

— отделка шерстяных суконных тканей путем получения ворсовой поверхности с поднятым ворсом.

Водонепроницаемая отделка

— сплошное покрытие изнаночной стороны плащевых, палаточных тканей пленками из резиновой смеси или на основе синтетических смол.

Водоотталкивающая отделка

— покрытие плащевых, зонтичных тканей гидрофобными эмульсиями (силиконы, хромолан и др.), в результате чего улучшаются водоотталкивающие свойства при сохранении паро- и воздухопроницаемости.

Ворсование

— образование на одной или обеих сторонах ткани с помощью ворсовальной машины пушистого, мягкого покрова (начеса), состоящего из концов волокон, вытянутых из нитей, преимущественно уточных, из кардной малокрученой или аппаратной пряжи.

Вытравная печать

— получение рисунка на окрашенном фоне путем нанесения на гладкокрашеные ткани загущенных химически действующих составов (вытравителей), которые на напечатанных местах разрушают краситель и обесцвечивают первоначальную окраску. Возможно последующее окрашивание обесцвеченных участков другим цветом.

Гофре

— получение выпуклости путем местной обработки раствором, вызывающим усадку отдельных участков тканей (капроновых — фенолом, хлопчатобумажных — щелочью).

Грунтовая печать

— рисунок занимает основную часть поверхности ткани (более 60%).

Грязеотталкивающая отделка

— обработка одежных, декоративных, обивочных, специального назначения тканей препаратами, обладающими одновременно водоупорностью и маслостойкостью (фторорганические соединения).

Жесткая отделка

— придание жесткости ситцам путем аппретирования концентрированным раствором крахмала, последующей сушки и каландрирования.

Каландрирование

— заключительная отделка, выполняемая с целью разглаживания, уплотнения ткани, придания ей гладкости, глянцевого блеска. Каландрированию (пропуск ткани между системой нагретых стальных валов) подвергают все ткани за исключением тканей из крученой и фасонной пряжи, с рельефной поверхностью, ворсовых, с мягкой отделкой.

Карбонизация

— операция очистки чистошерстяных тканей от целлюлозных примесей с помощью раствора минеральной кислоты, при которой шерстяное волокно не повреждается, а целлюлоза разрушается. Для удаления остатков кислоты и разрушенных частиц целлюлозы ткань нейтрализует слабым раствором соды и промывают.

Кастор

— отделка драпов путем получения низкостриженого, сглаженного и запрессованного ворса (драп-кастор).

Кислованные ткани

— льняные ткани, обработанные в процессе отделки раствором серной кислоты, которая способствует удалению примесей, благодаря чему ткани становятся мягче и приобретают светло-серый цвет.

Крашение

— физико-химический процесс взаимодействия волокон и нитей ткани с красителем, в результате которого она приобретает однородную окраску, устойчивую к различным внешним воздействиям. Ткани, прошедшие процесс крашения, называют гладкокрашеными.

Лаке

— получение блеска в результате расплавления поверхности ткани при обработке горячим фрикционным каландром. Используется для шелковых тканей из термопластичных волокон (ацетатные, полиамидные, полиэфирные).

Лощинная или глянцевая отделка

— придание блеска путем нанесения аппрета с высокой концентрацией крахмала и веществ, способствующих получению блеска (профина, воска, стеарина), и последующей сушки обработанной ткани горячим гладким каландром. Применяется для хлопчатобумажных тканей полотняного переплетения и для штучных изделий (скатерти).

Малосминаемая (МС) и малоусадочная отделки

— пропитка хлопчатобумажных, льняных, вискозных тканей предконденсатом (термореактивные смолы — корбамол, метазин и др.) с последующей термообработкой, промывкой и сушкой. Недостаток — потеря прочности на 20-40%.

Машинное печатание

— наиболее распространенный способ узорчатого расцвечивания тканей, который осуществляется на тканепечатных машинах.

Меланжевая отделка

— формируется при использовании нитей (пряжи), изготовленных из смеси различно окрашенных или окрашенных и неокрашенных волокон.

Мерсеризации

— обработка ткани раствором щелочи в натянутом состоянии для придания ткани мягкости, гладкости, блеска, повышения гигроскопичности. В ненатянутом состоянии при местном нанесении на ткань раствора щелочи и высушивания получают эффект сжатости и гофре в виде морщин, вздутий, образующихся в результате усадки.

Металлизация

— нанесение металлизированного слоя на декоративные ткани специального назначения (технического и др.) путем распыления или осаждения в вакууме металлической краски (пигмент — частицы серебра, латуни, алюминия и др.).

Муслиновая отделка

— придание мягкости хлопчатобумажным платьевым тканям путем аппретирования слабым раствором клеящих или смягчающих веществ (мыло, эфиры высших жирных кислот — ализариновое масло, алкамон ОС-2, стеороз-6 и др.) и последующей сушки.

Набивная отделка

— создается путем нанесения на лицевую поверхность ткани печатными машинами колористического рисунка. Характеризуется различием тона рисунка на лицевой и изнаночной поверхности.

Опаливание

— удаление с поверхности ткани выступающих кончиков волокон. Для опаливания используют газовые (для легких тканей) и плитные (для плотных, тяжелых тканей) опаливающие машины.

Оптическое отбеливание

— заключается в обработке тканей оптическими отбеливающими веществами (ООВ), обладающими способностью флюоресценции. ООВ поглощают ультрафиолетовые лучи и преобразуют их при излучении в лучи синего цвета, которые, отражаясь от поверхности ткани, придают ей белизну.

Отбеливание

— придание тканям устойчивой белизны, необходимой для изготовления бельевых (белых), набивных и окрашиваемых в светлые тона тканей. Различают химическое и оптическое отбеливание.

Пестротканая отделка

— формируется в процессе ткачества, когда для получения ткани по основе и утку используются нити (пряжа) различной окраски. Основные рисунки — полоски, клетки, шашечные рисунки, “елочка”.

Полугрунтовая печать

— рисунок занимает несколько большую площадь на поверхности ткани (40-60%).

Противогнилостная обработка

— придание хлопчатобумажным и льняным тканям антисептических свойств путем обработки специальными веществами (соли хрома, меди, ртути, свинца, соединения меди, органические соединения — производные фенола, салициловой кислоты, серы).

Растровая печать

— рисунок состоит из системы точек или штриховых полос разной величины. Гравюра печатного вала в этом случае представляет собой точечные или штриховые углубления, от величины, глубины и частотного расположения которых зависит интенсивность окрашивания ткани.

Расшлихтовка ткани

— удаление с ткани шлихты, нанесенной на нити основы в процессе ткачества, так как шлихта затрудняет отделку. Удаляют ее с помощью кислот, щелочей, окислителей и различных ферментов животного и растительного происхождения, при действии которых шлихта гидрализуется, переходит в растворимое состояние и удаляется при промывке водой.

Резервная печать

— способ, при котором на отбеленную ткань при помощи печатного вала наносят защитный состав (резерв) в виде рисунка, после чего ткань подвергают гладкому крашению. На участках ткани, защищенных от окрашивания резервом, образуется белый рисунок. При нанесении вместе с резервирующим составом устойчивого к нему красителя, получают резервную печать.

СКЭТ

— первые буквы слов: смола, катализатор, электрокаландр, термообработка — получение рисунка на набивных бязях с несмываемым блеском при добавлении в печатную краску предконденсата (карбамола), с последующим прохождением через каландр и термообработку, в результате чего рисунок становится блестящим и ярким, а ткань — менее сминаемой. “СКЭТ”.

Серебристо-шелковистая (СШО)

— придание блеска, шелковистости сатинам. От стойкого тиснения отличается применением раствора с меньшим содержанием клеящих веществ и серебристого каландра, гравированного частыми штрихами, в результате прохождения через который создается оптический эффект красивого блеска.

“Стирай-носи”

— разновидность противосминаемой отделки ткани одежного назначения. Заключается в пропитке раствором предконденсатов на основе карбамола, метазина. Ткань после стирки при малых механических воздействиях можно не гладить.

Стойкое тиснение (СТ)

— получение рельефного рисунка с помощью тиснильного каландра (металлического вала с выпуклой гравюрой) на ткани, предварительного пропитанной раствором предконденсата (карбамола, метазина, гликозина). Недостаток — потеря прочности ткани в мокром состоянии на 20-40%.

Сублистатик

— способ термопечати, который заключается в переносе узора с бумаги на ткань при кратковременном термоконтакте. Получают узорчатую расцветку в широкой цветовой гамме, с рисунком разной величины и четкими контурами.

Термофиксация

— обработка ткани из синтетических волокон (или содержащих синтетическое волокно) горячим воздухом или паром. Операция проходит непродолжительное время в расправленном состоянии. Необходима для снятия внутренних напряжений и локальных структурных изменений волокна, возникающих в процессе обработки.

Устойчивый блеск

— придание повышенного блеска хлопчатобумажным платьевым тканям. Отделка аналогична стойкому тиснению, но наносится с помощью гладкого каландра.

Флаконэ, ратин

— отделка драпов путем получения фигурно расположенного ворса в виде елочки, полос, шариков (драп-флакотэ, драп-ратин).

Флокирование

— отделка ткани путем нанесения на нее коротких волокон механическим, аэрографическим или электростатическим способами. Ворс на поверхности закрепляют синтетическими смолами.

Фоновая печать

— рисунок наносится на предварительно окрашенную, чаще в светлые тона, ткань.

Форниз

— отделка для фиксации формы и придания швейному изделию из целлюлозных тканей несминаемости при термообработке. Ткань для изделия предварительно пропитывают раствором предконденсатов, сушат и завертывают в полиэтиленовую пленку.

Фотофильмопечать

— способ нанесения рисунка на ткани из натурального шелка, химических волокон или их содержащие, которые имеют подвижную структуру и при натяжении могут образовывать перекосы. Рисунок наносится по сетчатым шаблонам (прямоугольная рама с натянутой капроновой сеткой), имеющим участки, незакрытые полимером. В шаблон наливают печатную краску и валиком протирают ее через сетку. Краска переходит на ткань только на открытых участках, создавая на ткани рисунок.

Фуляровая отделка

— придание мягкости, блеска хлопчатобумажным, платьевым и декоративным тканям путем аппретирования раствором клеящих веществ малой концентрации (крахмал, декстрин, клей) с последующей сушкой и прохождением через горячий каландр.

Химическое отбеливание

— разрушение естественных красителей ткани путем их окисления гипохлоритом натрия, перекисью водорода, хлоритом натрия и другими окислителями.

Ширение

— выравнивание ширины ткани за счет выпрямления нитей утка после отделок.

Ткани после ткачества называются суровыми (суровьем). С целью увеличения срока службы, улучшения гигиенических и эстетических свойств тканей они подвергаются отделке.

Под отделкой тканей понимают комплекс химических и физико-механических процессов, направленных на улучшение внешнего вида и придания тканям свойств, отвечающих их назначению.

Так, в процессе химической обработки из тканей удаляются различные природные вещества и примеси, а также и вещества, внесенные в процессе производства пряжи и тканей (крахмал, клей, глицерин, жиры, серицин и др.). В результате этих операций тканям придается определенная белизна, блеск, окраска; улучшается ряд свойств тканей (гигроскопичность, нес-минаемость, мягкость, драпируемость, прочность и т.д.).

В процессе физико-механической обработки тканей они приобретают повышенную теплозащитность, прочность, хороший внешний вид, мягкость и т.д. С этой целью ткани подвергают валке, стрижке, ворсованию, глажению, декатировке и т.п.

Шерстяная группа

Ассортимент этой группы включает ткани, изготовленные из шерсти животных. Чистошерстяными считаются материалы со 100% содержанием натурального сырья, но допускаются добавки других волокон и нитей не более 5%. Производство тканей ведется из овечьей, козьей и верблюжьей шерсти.

Основное свойство шерстяных тканей — способность сохранять тепло. Недостатками являются повышенная пылеемкость, накопление статического электричества, трудности при раскрое и пошиве изделий, требовательность в уходе.

Основная классификация тканей из шерсти осуществляется по виду применяемой пряжи и способу изготовления. Шерстяные материалы делят на такие основные виды:

  • Камвольные. Вырабатывают из гребенной пряжи. Рисунок переплетения — открытый. Это довольно тонкая ткань, полученная полотняным, саржевым, креповым, жаккардовым переплетениями. Камвольная группа делится на три подгруппы: платьевые (крепы), костюмные (шевиоты, трико, бостоны, крепы) и пальтовые (габардины, коверкоты).
  • Тонкосуконные. Производство ткани осуществляется из аппаратной тонкой пряжи. Это ткань с ворсом, закрывающим рисунок переплетения. Применяются полотняное, саржевое, мелкоузорчатое и многослойное переплетения. В эту подгруппу входят платьевые, костюмные и пальтовые ткани (драпы, сукна). В народе тонкосуконные материалы называют ткань рубчик. Плотность ткани затрудняет драпировку и раскрой.
  • Грубосуконные. Изготавливают из толстой аппаратной пряжи. Чаще всего это рыхлая, плотная и грубая ткань. Используется для пошива спецодежды.

Виды дополнительной обработки тканей — описание

Часто в описании ткани из которой выполнены текстильные аксессуары указан вид дополнительной обработки. В данной статье будут разобраны основные виды дополнительной обработки тканей, используемых в настоящее время при изготовлении полотен.

К основным видам можно отнести:

1. Санфоризация

Технология противоусадочной отделки хлопковой или другой ткани, которая, по сути, является процессом предварительной усадки ткани. Постельное белье выполненное из ткани с такой предварительной обработки не дает усадки после стирки.

2. Аппретирование

Пропитка ткани специальным составом, в основе которого содержится крахмал, синтетическая смола, декстрина. Ткани после такой обработки становятся более жесткими, плотными, тяжело сминаются.

3. Декатировка

Обработка шерстяных тканей горячей водой или паром. Позволяет избежать усадки тканей при дальнейшем использовании.

4. Карбонизация

Обработка шерстяных тканей слабым раствором серной кислоты для удаления растительных примесей.

5. Мерсеризация

Обработка хлопковых тканей концентрированными щелочами в натянутом состоянии. Процесс отделки придает большую прочность, блеск и шелковистость.

6. Оживка

Пропуск через кислотную ванну шёлковых тканей для придания полотну более благородного вида и улучшения интенсивности цвета и его оттенка.

7. Отбеливание

Обработка при помощи отбеливающих растворов для удаления природной окраски волокон ткани, предания белого цвета, подготовки к последующему окрашиванию.

8. Печатание

Нанесения красочного рисунка, который может состоять из одного или нескольких различных цветов. Получение различных узоров на ткани. Процесс печатания иногда называют набивкой, а обработанные таким методом ткани именуются печатными или набивными.

9. Огнеупорная пропитка ткани

Поверхностная огнезащита тканей, основанная на образовании на изделии труднорастворимых соединений. Уменьшение пожарной опасности тканей производится с помощью поверхностной или объемной обработки ткани антипиренами — огнезащитными средствами на основе ингибиторов.

10. Масло-водоотталкивающая отделка

Снижает способность волокнистых материалов поглощать грязь в виде жидких масел, а также в виде водных растворов суспензий и эмульсий различных веществ.

11. Антистатическая отделка

Применяется для тканей из полиэфирных волокон, которые способны накапливать на своей поверхности заряды статического электричества. Ткань пропитывают раствором антистатического препарата, отжимают и высушивают.

Кроме того, в отдельных статьях можно узнать о:

  • основные виды тканей — различия;
  • как часто нужно стирать постельное белье;
  • таблица размеров постельного белья.

Выбрать постельное белье

Льняная подгруппа

Льняные ткани обладают высокой прочностью, гигроскопичностью, теплопроводностью и устойчивостью к износам. Недостатки — сминаемость и трудности с отделкой. Лен применяют для изготовления постельного и столового белья, летней одежды.

По назначению лен делят на бытовые и технические ткани. Технические включают материалы для изготовления мешков, упаковки, холстов и чехлов. Материалы бытового назначения делят на следующие виды:

  • Платьево-костюмные. Изготавливаются, в основном, полульняными. Производятся полотняным, мелкоузорчатым или комбинированным переплетениями.
  • Бельевые. Применяют для изготовления нательного, постельного и столового белья. Основные виды переплетений — жаккардовое, полотняное и комбинированное.
  • Мебельно-декоративные. Портьерные и мебельные ткани сложных переплетений. В большинстве случаев, это плотная материя с фактурной поверхностью (геометрические, фантазийные узоры или рубчик).
  • Полотенечные. Сюда относятся жаккардовые, вафельные, махровые и атласные полотенца.
  • Специальные. Плотная ткань полотняного переплетения, дополнительно усиленная по основе.

Название тканей изо льна часто перекликается с хлопковыми и шелковыми материалами. В ассортименте: батист, тик, бязь, гобелен, рогожка, виссон и другие.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]