Женские модные тенденции
В отличие 70 х и 90 х годов, в 80-е женские силуэты должны были быть максимально стройными. На фоне зауженной талией при этом плечи делали максимально большими. Юбки, как правило, были длиной до колен или мини. Платья в стиле того времени, как и свитера, предполагали оголение плеч.
В те годы женщины носили как классическую обувь на высоких каблуках, так и спортивную, но даже кеды и кроссовки при этом украшались всевозможными аксессуарами. Наряды для вечеринок при этом было гораздо более формальными, чем сейчас. Соответственно, для создания подходящего образа приходилось использовать многочисленные украшения.
Для занятий фитнесом и аэробикой дамы выбирали купальники и боди, которые сочетали с повязкой и гетрами. Для офисной одежды подбирался костюм с широкими плечами и максимально узкой талией. Для его изготовления использовались блестящие материалы благородных оттенков. Дополняла при этом образ довольно простенькая блуза и бижутерия.
Гардероб 80 х годов подразумевал обязательное наличие прозрачных колготок. Как правило, носили их с юбками мини. Независимо от возраста, у каждой женщины обязательно было блестящее платье с одним оголенным плечом и оборками. В таком наряде дамы появлялись на вечеринках. Такую одежду сочетали с туфлями, оснащенными высоким каблуком и максимально ярким макияжем. Дополнением образа выступали многочисленные аксессуары.
В одежде присутствовали оборки. Такие элементы декора наблюдались на платьях и блузах. Именно данный элемент дизайна любила принцесса Диана, ставшая основоположником этой тенденции. Оборки были на всем, что только можно. С их помощью украшались как деловые костюмы, так и джинсы.
Мода восьмидесятых также подразумевала наличие следующих элементов:
- блестки. Они использовались повсеместно, пришивались на различные предметы гардероба, рассыпались на волосах;
- животные принты. Изображения экзотических животных наносились практически на все. Именно в то время стала особо популярна одежда с принтами в виде кожи змей, леопарда, жирафа и зебры;
- леггинсы. Выступили удачной заменой классических облегающих брюк. Их сочетали с просторными кофтами или футболками большого размера;
- объемные свитера. Особой популярностью обладали велюровые модели, выполненные в приглушенных оттенках;
- туфли из силикона. Обрели невероятную популярностью даже именитые модельеры, среди которых сам Жан-Поль Готье, не могли отказать себе в таком предмете гардероба;
- спортивные костюмы из велюра. Данная ткань ассоциировалась с роскошью и при этом отличалась максимальным удобством. Видать, именно поэтому в 80 ых стала настолько востребованной. Спортивные костюмы, пошитые из этой ткани, носили не только на тренировках. В них ладе появлялись в барах и элитных ресторанах;
- футболка. Стала одним из главных предметов гардероба. Как правило, носили ее в комплекте с джинсами или леггинсами. Характерной особенностью этой одежды было наличие надписей или же логотипов;
- трико и купальники. В то время обрели популярность именно спортивные модели, которые широко использовались дамами для проведения тренировок;
- гетры. Становились завершающим штрихом при создании любого образа;
- джинсы. Особую популярность обрели обтягивающие модели, но также востребованными остались свободные варианты с завышенной талией. Независимо от фасона, они были потертыми или вовсе высветлены.
Также в 80 е стиль одежды подразумевал наличие джинсовой куртки. Особую популярность при этом обрели классические модели с короткой талией. Они сочетались с блузками или футболками, обтягивающими моделями джинсов. Уместен также был джинсовый жилет.
Стиль в одежде 80-х — 90-х годов
Обновленному яркому стилю 80-х и 90-х годов предшествовал серый однообразный период, когда все население одевалось одеждой, пошитой на советских фабриках. Такое изделия имели однообразные фасоны, бедное количество моделей, которые ничем не выделяли людей друг от друга. Новая мода стала, в прямом смысле слова, настоящим «взрывом» желания самовыражения и выделения из серой массы. Зарубежная мода способствовала появлению в гардеробах джинсовых и кожаных вещей, красочных, коротких топов с оголенными плечами и пупком, блузы и жакеты с накладными плечиками, носочки и гольфы, выглядывающие из обуви. На голове модно было носить цветные банты, ленты и прочие повязки. Немаловажной деталью тех времен были кружевные перчатки, которые выполняли роль гармонизирующего компонента в бунтарском и вызывающем образе. Модники того времени использовали единственное правило – яркий образ является залогом крутости.
Мужские тенденции
С 1980 года мужчины стали существенно больше внимания уделять своей внешности. В гардеробе появились яркие наряды, но все-таки представители сильного пола одевались консервативнее, чем дамы. Уклон делался больше на комфорт. Мужская мода характеризовалась следующими деталями:
- спортивные костюмы из велюра. Такая одежда в стиле того времени была уместна не только для женщин, но и мужчин, стала повседневным предметом гардероба;
- наличие логотипов. Модные тенденции подразумевали демонстрацию стиля и изобилия. Соответственно, выбор отдавался нарядам с логотипами какого-то бренда или дизайнера. Например, на одежде можно было увидеть надписи, типа Coca-Cola, Harley Davidson, Nike или Gucci;
- куртки бомбер. Выступили одним из основных предметов мужского гардероба. Уместны были модели как из кожи, так и нейлона;
- рваные виды джинсов. Активное развитие таких музыкальных направлений, как хэви-метал и хард-рок привело к тому, что данные предметы гардероба стали особо популярны среди мужчин. Причем, далеко не все приобретали брендовые вещи. Вполне уместно было самостоятельно сделать несколько разрезов в подходящих местах. Манжеты джинсов при этом подкатывались и таким образом ярко демонстрировалась спортивная обувь;
- толстовки бренда Gucci. Стали популярными как среди молодого поколения, так и зрелых мужчин;
- футболки. Мужчины носили как однотонные варианты, так и модели с надписями или принтами;
- рубашки поло. Одежда с полосами, выполненная в пастельных тонах, стала одним из главных атрибутом стильных парней;
- парашютные ткани. Они не вызывают сложностей в уходе, практически невесомы и поэтому начали использоваться для изготовления спортивной одежды. Как правило, на них были горизонтальные полосы. Также уместен был шевронный дизайн;
- толстые кожаные шкурки. Спортивная обувь обязательно должна была быть массивной. Для ее изготовления использовались исключительно толстые шкурки.
Также востребованными среди мужчин стали яркие шорты, которые называли джемы. Длина их достигала колен. На них, как правило, наносились изображения в гавайском стиле. Носили такие шорты не только на пляже, но и в повседневной жизни.
Что было модно носить в 80-е?
Чтобы тренироваться в качалках или заниматься фитнесом дома, нужна специальная униформа. И если мужчины-бодибилдеры, в общем-то, не заморачивались над внешним видом и тренировались в шортах и с голым торсом, то с женской одеждой вышло иначе. Из-за аэробики стали популярны яркие лосины, цветные гимнастические костюмы и купальники, разноцветные ветровки и олимпийки. Также в эпоху расцвета домашних тренировок зародился бум на велосипедки.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Из-за повального увлечения фитнесом брендовые вещи Nike, adidas, Reebok и Puma стали как никогда востребованы. В них не только занимались спортом, но и выходили на улицу — для пущего удобства. А в зимнее время года каждый уважающий себя модник надевал дутую куртку или полноценный лыжный костюм. Больше всего любили яркие модели и покрытие цвета серебристый металлик.
Отдавать предпочтение спортивному стилю стали звёзды мирового масштаба и публичные персоны. Например, принцесса Диана, сама того не подозревая, пробудила любовь к фитнес-трендам у многих британцев.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
А король поп-музыки Майкл Джексон и профессиональный игрок в американский футбол Джо Монтана помогли сделать кроссовки Puma, LA Gear и высокие кеды Converse неотъемлемой чертой моды 80-х.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
В тёплое время года на улицах стала появляться одежда для сёрфинга. Производители экипировки Quiksilver, Gotcha, Maui & Sons и Lightning Bolt продвигали этот вид спорта как образ жизни: активный, весёлый и беззаботный. Поэтому дизайнеры быстро завоевали доверие покупателей.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Принцесса Диана: революция спортивного стиля королевской семьи
Quiksilver: 50 лет на волне. От пляжного магазина до мирового бренда
Особенности макияжа
В то время мейк-ап был ярким, довольно смелым и нереально тяжелым. Основной акцент делался на глаза. На веки наносились яркие синие или розовые тени. Использовалась также не черная, а цветная тушь.
Щекам также уделялось особое внимание. На них обязательно наносили румяна. При этом помаду выбирали бледную. Естественность была не в моде. Основу делали светлее на несколько тонов, а румяна при этом наносились максимально толстым слоем. Даже губы смотрелись весьма неестественно, за счет их обведения карандашом, который был на несколько тонов темнее помады.
Решительные, раскрепощенные, смелые
Перестроечный макияж не только был смелым сам по себе, он и предназначен был только для смелых. Вот как вспоминает об этом заслуженная артистка Кыргызской Республики Светлана Назаренко: «Меня в школе учительница ловила и говорила: пойдем умывать блеск с губ! Не смывать, а именно умывать! И она вытирала польский блеск. У меня было несколько: с запахом морковки, с запахом вишни. Я красилась, и меня ругали».
Маленькую Веру из одноименного фильма тоже постоянно ругали родители – за легкомысленный образ жизни. Кстати, Вера – типичная красотка перестройки: бешеный начес, колготки в сетку и пластиковые клипсы. Но перестроечные стандарты красоты – это не только внешность. За ярким и дерзким фасадом – характер, амбиции, новые желания, далекие от привычных коммунистических идеалов.
И в кино тоже появились новые стандарты красоты. Застенчивость, романтика, мягкие черты лица уже не в моде. Вот что говорит актриса, заслуженная артистка России Ольга Кабо
, исполнительница роли медсестры Кати в фильме «Ночной экипаж: «Моя героиня Катя была свободолюбивой девочкой, очень самостоятельной. Она молодая, но уже работает, и если все остальные герои в фильме просто тусовались и развлекались по жизни, то Катя – единственная героиня, которая имела профессию и зарабатывала себе на жизнь. Поэтому сказать, что она легкомысленная нельзя».
В перестроечном кино – новые типажи. Решительные, раскрепощенные женщины, мечтающие о карьере, ломающие стереотипы. Вот что говорит кинокритик Александр Шпагин
: «Героини Зайцевой, героини Гундаревой – они все очень оригинальные, и во всех них была жажда внутренней свободы. И вот наконец эта жажда осуществилась. Потому что, как только пришла перестройка, все как с цепи сорвались. Поначалу еще ничего, цепь кое-какая была. Но тут появилась Маленькая Вера. И, хотя это образ скорее отрицательный, все достаточно остро – не иронически, а жестко, – но, тем не менее, Маленькую Веру как-то странным образом выбрали, как некую матрицу свободы. Негода первая снимается в Плейбое, все круто, и постепенно выясняется, что Маленькая Вера – это наше все».
Прически
Женщины, как и мужчины, начали завивать свои локоны, взбивать их и начесывать, чтобы они были максимально объемными. Прически в то время должны были быть кудрявыми, довольно большими и при этом стилизованными.
В моду вошло так называемое ранее ретро. Волосы начали укладывать также, как в 60-е, но также появились и новые веяния. Например, популярность обрел так называемый гремучий хвост.
Особо востребованы стали резинки для волос, украшенные бантиками из бархата, всевозможными блестками и бархатом. Также волосы нередко завязывали банановой заколкой, оставляя по бокам причудливые хвостики.
Аксессуары
Именно в этот период использовалось максимум аксессуаров. Без них не мог обойтись ни один наряд. Именно они стали отличительной особенностью данного десятилетия.
Вечерний наряд обязательно предполагал наличие массивного колье, оснащенного подвесками, свисающих до плеч сережек, всевозможных браслетов. Простая прогулка по улице казалась невозможной бед солнцезащитных очков и объемной сумки тоут. Во время спортивных тренировок обязательными атрибутами стали бумбокс и повязка.
Ювелирные украшения в 80-х были весьма массивными. Причем, это касалось как сережек, так и ожерелья, брошек. Браслеты же носились целыми стопками. Люди, живущие в огромном достатке, обязательно покрывали себя множеством драгоценных камней и золотом. Обычный народ при этом предпочитал простую бижутерию, усеянную стразами.
Для подростков характерна была особая мода. Среди них были популярны плетеные и силиконовые браслеты, а также ожерелья, созданные из бисера и пластиковые часы.
Все аксессуары обязательно должны были быть украшены. Если это сумка. То она обязательно декорировалась камнями или пайетками. Даже резинки для волос, и те уже не могли быть скромными. Уместны были всевозможные банты, блестки.
И макияж погуще
Ярко-голубые тени, малиновая помада и брови погуще. И, конечно, много перламутра. Макияж должен быть вызывающим! А лицо – сиять как можно ярче!
«Это был своего рода такой протест, конечно, – говорит Татьяна Иванова, участница группы «Комбинация»
. – Мы были молодые, хотелось как-то выделиться. А особо было нечем. Поэтому чем? Ирокезы, стрелки нарисовал какие-то жуткие. Красными, розовыми помадами рисовали тени, думали, что мы красивы, как богини».
Тушь «Лениградская», тональный крем «Балет», пудра «Кармен», а если повезет достать – то малиновый блеск для губ «Дзинтарс» из Прибалтики. Вот типичное содержимое женской косметички в эпоху Перестройки. «Косметики не было такой, как сейчас – зайдешь в магазин, и сердце радуется, – вспоминает Татьяна Иванова. – А тогда тени только двух видов: коричневый с зеленым, синий с голубым. Было такое ощущение, что они сделаны из школьного мела».
«Цыгане очень часто сами создавали эту косметику, – говорит публицист Галина Иванкина
. – Варили это в своих лабораториях цыганских, делали помады, тени и продавали их. Они очень хорошо знали тенденцию. В 80-х годах были в моде перламутровые помады, так вот цыганские помады были очень перламутровые! Там был процент блесток такой, что помада давала фосфоресцирующий эффект!»
Вспоминает Светлана Назаренко, солистка группы «Город 312», заслуженная артистка Кыргызской Республики
: «Я еще помню, как мы покупали помаду за пять рублей у цыган, а цыгане торговали у ЦУМа. И самый писк – это перламутровая помада, это прямо вау! Еще были прибалтийская косметика «Дзинтарс», болгарская и польская».
В конце восьмидесятых в продаже появилась импортная косметика. Стоила она дорого – зато без очередей и без спекулянтов. Вот как рассказывает об этом бывший редактор Юлия Сапрыкина
: «Когда открылись на улице Горького всякие «диоры», мы стояли в очередях. Пытались попросить 25 рублей, на французские духи, 45 рублей на «Клима» от «Ланком». Ведь это было настоящее чудо!».
«Очень ценились наборы косметики, – вспоминает публицист Галина Иванкина. – Если сегодня женщины покупают все отдельно, то тогда ценились ланкомовские трехэтажные наборы, которые надо было раздвигать, и эти огромные палетки, как у художников. Это был самый лучший подарок для подруги или невесты».
«И когда мы накрасили ресницы французской тушью, то нам казалось, что они в три раза больше, чем от какой-либо другой туши, – говорит модельер Елена Супрун. – Такой вот был эффект у французской косметики. Она производила на женщин магическое действие!»
Модные тенденции в СССР
По сути, именно в тот период начал формироваться современный стиль. Данное десятилетие стало одним из самых значимых. В тот период повсеместно использовался спандекс, повсеместно моно было встретить женщин и мужчин в велюровых костюмов. Уместным считалось все, начиная от подводки бирюзового цвета и заканчивая неоновыми шнурками.
Восьмидесятые стали эпохой зарождения стиля. Безусловно, рассматривая сейчас все особенности моды того периода, многое кажется странным, недопустимым и несуразным. Правда, тогда такие решения считались способом самовыражения. Каждый стремился создать максимально яркий, смелый образ, как того и требовали модные тенденции. Именно поэтому все, начиная от одежды и заканчивая мелкими деталями декора, было броским, кидающимся в глаза, а может даже и несколько вызывающим.