Тамбурная вышивка крючком и иголкой


В настоящее время тамбурная вышивка вновь стала пользоваться популярностью, и это в первую очередь связано с тем, что такой вид вышивки довольно прост в исполнении. Кроме того, используя различные разновидности данного шва можно вышивать не только иголкой, но и крючком. Давайте рассмотрим технику выполнения этого декоративного стежка.

Немного истории

Тамбурная вышивка, возможно, появилась одновременно в разных точках земли. Во всяком случае, точно установить одну страну, которая являлась бы единственной родиной этой техники, не удалось. Скорее всего, в своё время рукодельницы в разных странах одновременно изобрели для себя этот вид ручного шва. Так, тамбурная вышивка появилась в странах Ближнего Востока, в Древнем Риме, Греции. Первые образцы такого вида рукоделия были обнаружены ещё две тысячи лет назад.

И в древней Руси рукодельницы декорировали таким образом одежду, игрушки из шерсти, скатерти и занавески, тканые гобелены.


Образец древнерусской тамбурной вышивки Нажмите, чтобы увеличить

В музеях многих стран хранятся коллекции, дающие представление о развитии этого вида искусства. В фонде Государственного Эрмитажа бережно заботятся о произведениях прикладного искусства разных стран Европы: от украшений одежды до декора помещений XVI- XX веков.

Государственный Эрмитаж устраивает выставки, чтобы продемонстрировать великолепные образцы расшитой одежды, которую носили представители королевских семей и придворных вельмож, а также предметы декора дворцов, которым уже 200 лет.

Эти образцы демонстрируются через толстое стекло, а достаются из своих ящиков для хранения «в 4 руки», с особенной осторожностью, чтобы не повредить старинную ткань.


Экспонат из фонда Государственного Эрмитажа Нажмите, чтобы увеличить


Нажмите, чтобы увеличить


Нажмите, чтобы увеличить

Хочется сказать и несколько слов о названии. Считается, что оно произошло от слова «тамбурин» — небольшой барабан. Именно на него казалось похожим полотно, туго заправленное в пяльцы для вышивки.

Сфера применения тамбурной вышивки

Несмотря на свою долгую историю, длиной в две тысячи лет, популярность тамбурный шов не утратил и сегодня. Это легко объяснимо: выполняется он предельно просто и даже начинающая рукодельница сможет освоить его буквально за несколько попыток.

Легкость и доступность исполнения

Вам не потребуется каких-то конкретных схем – тамбурным швом можно вышивать орнаменты любой сложности. Длину стежка можно регулировать по своему усмотрению, она вовсе не обязательно должна быть одинаковой на всём полотне. Благодаря этому можно получить сложные, яркие узоры.

Особенного оборудования также не требуется – достаточно иглы для вышивки или вязального крючка и конечно пяльцы. Выполнить тамбурный шов можно на любом полотне и любым видом ниток. И, что наиболее важно, эти швы-цепочки смотрятся очень красиво и современно.

Где можно встретить тамбурный шов

Сегодня у тамбурного шва очень широкое применение. Его можно встретить в декоре подушек и покрывал, на одежде и аксессуарах, декоративных ковриках, панно, гобеленах, в отделке игрушек. Им выполняют как оформление контуров в других видах вышивки, так и полноценную гладь, заполняя всё полотно только тамбурными швами. Используется он и для закрепления края в изделиях, и в счётных швах, и в ажурной вышивке.


Наволочка для декоративной подушки (Узбекистан) Нажмите, чтобы увеличить

Шитье тамбурным швом

Повойник. Деталь. Вторая половина XIX в. Новгородская губерния. Шитье жемчугом, перламутром, металлическим блестками и цветными стеклами в гнездах. Сажень по холсту, узор нашит на сиреневую шелковую ткань. 13х23,5. РТ-18630. Приобретен в 1975 г. ЗК ГЭ

Тамбурный шов был известен на Руси издавна и назывался «шов в цепки», то есть шов цепочкой. В XIX веке для этой вышивки были введены круглые пяльцы. С натянутой на них тканью они напоминали верх барабана, по-французски «тамбура», что и привело к появлению нового термина — «тамбурного шитья». Этот шов представлял собою следующие друг за другом мелкие петельки. Они исполнялись при помощи иглы или крючка по нанесенному на ткань или приметанному с левой стороны ткани узору. Вышивальщица вела шов по контуру, а затем заполняла внутреннее пространство орнамента, создавая плотную, закрытую нитью поверхность. Могли довольствоваться и одним контурным рисунком. Тамбурные вышивки выполнялись различными нитками: белой, цветной и металлической. Белую нить для более четкого выявления узора использовали чаще на тонких, полупрозрачных тканях — кисее, батисте, а также на тюле. Цветными нитками вышивали как по тонким, так и по плотным материалам. Тамбурным швом из золоченой нити покрывали по преимуществу тонкие ткани, что в противоположность золотому шитью придавало тамбурным вышивкам вид воздушной, блестящей дымки. Иногда золоченая нить сочеталась с черной шелковой. Черный контур несколько утяжелял орнамент, но в то же время делал его более четким. Почти во всех вышивках тамбуром по легким тканям присутствуют ажурные сетки, выполненные стягами. Изящные ажурные узоры сеток придавали вышивкам еще большую легкость и нарядность.

Шитье золотной пряденой нитью тамбурным швом. Деталь фаты. Конец XVIII — начало XIX в.

В сочетаниях с другими видами вышивок тамбурный шов встречался и в XVIII и в XIX веках. В строчевых работах он подчеркивал контур узора. С той же целью его использовали в золотом шитье. Но как самостоятельный вид работы тамбур получает распространение с конца XVIII века и с этого времени почти не выходит из моды, переходя лишь из одной сферы использования в другую. Тамбурный шов относится к наиболее красивым и декоративным. Мастерица свободно располагала плавные линии узоров. Трудно определить, какой из трех видов тамбурного шитья — металлической, цветной или белой нитью — производит большее впечатление.

Шитье шерстяными, шелковыми и металлическими прядеными нитями тамбурным швом и стягами по кисее. Деталь подзора. 1830-е гг.

В шитье металлической нитью мы видим сложные растительные мотивы, уходящие своими корнями в орнаментацию XVII века. Здесь тамбурный шов соседствует иногда с блестками и счетными швами. На тонких занавесях и полотенцах гармонично сочетаются такие разнородные материалы, как тонкая кисея и тяжелая металлическая нить. Черно-золотые узоры нижегородских платков также шились по довольно тонким тканям. Одинаковые на первый взгляд рисунки платков в виде широкой каймы, букетов по углам и мелких веток по центральному полю имели множество вариантов в расположении деталей и никогда не повторялись. Вышивка дополнялась блестками. Богатые, нарядные, эти платки пользовались большой популярностью.

Шитье бумажной нитью тамбурным швом по тюлю. Накидка на женское платье. 1850 — 1860-е гг.

Цветной тамбур начинает распространяться в России на рубеже XVIII — XIX столетий, используясь для отделки дворцовых интерьеров, мелких бытовых предметов, вещей церковного обихода. Один из покровцов первой четверти XIX века позволяет ознакомиться с шитьем этого периода. Вышивка выполнена цветным шелком, с мелкими блестками по фону. Довольно крупные по размерам ветки фантастических цветов, напоминающие узоры, шитые металлической нитью тамбурным швом, старательно уложены чуть наискось по борту. В расположении орнамента и приеме работы с теневыми переходами цвета заметно стремление придать орнаменту европейский характер.

Шитье бумажной нитью тамбурным швом по тюлю. Накидка на женское платье. 1850 — 1860-е гг.

Довольно часто использовался цветной тамбур при украшении бумажников, сумочек, подушек для иголок и даже подвязок. Орнаменты в виде цветов и вазонов с птицами в традициях русской орнаментики XVIII — начала XIX столетия сменяются европейскими вариантами узоров первой половины XIX века. Для работ этого времени характерны тонкость рисунка и мягкость колорита.

Фата с крупными фестонами по краю. Первая половина XIX в. Нижегородская губерния (?). Шитье золотной пряденой нитыо тамбурным швом, стягами, счетной гладью и блестками в прикреп по кисее. 99×108. РТ-6144. Приобретена в 1926 г.

Во второй четверти XIX века вышивки цветным тамбуром переносятся в городские слои в качестве украшения интерьера. В шитье появляются ярко окрашенные шерстяные нити, позволяющие создавать сочные по цвету узоры. Пышные ветки с розами и другими натуралистично трактованными цветами покрывают углы головных платков. Декоративными узорами становятся сценки из городской жизни. Объединяя их с мотивами народного искусства — птицей Сирин, павами, конями, с цветущими ветками и медальонами, — мастерицы создавали сложные многофигурные композиции. К наиболее значительным по своим художественным достоинствам памятникам шитья цветным тамбуром относится подзор, выполненный в 1820 — 1830-х годах. В орнаменте подзора наиболее ярко выражены особенности данного типа шитья, включившего в себя черты народной вышивки, и шитья, использовавшегося в дворянской среде.

Платок головной. Деталь. Конец XVIII — начало XIX в. Нижегородская губерния (?). Шитье золотной пряденой нитью, черной шелковой и белой бумажной нитями тамбурным швом и стягами, блестками в прикреп по кисее. 112×106. РТ-6150. Поступил в 1931 г. из Музея быта ЛOOHO

Вышивки белым тамбуром, бытовавшие в народной среде, — подзоры, полотенца — близки строчевому шитью. Основным их отличием от последнего являлось главенствующее значение тамбурной вышивки в орнаменте. В подобных вышивках использовались богатые растительные мотивы в виде гирлянд и веток. Вышивки по тонким тканям имели иной вид. На рубеже XVIII — XIX веков, когда шитье белым тамбуром по кисее и батисту получает наиболее широкое распространение, мастерицы создают сказочные узоры из переплетающихся цветов и веток, вазонов и медальонов, мягко вырисовывающихся на полупрозрачном фоне. Ажурные сетки-разработки внутри наиболее крупных цветов и листьев дополняют орнамент.

Пелена. Деталь. Первая треть XIX в. Вышивка золотными прядеными и цветными шелковыми нитями тамбурным швом и металлическими блестками в прикреп по коричневой бумажной ткани. 84×66. РТ-7890. Поступила в 1930 г. из Общества древней письменности и искусства

Среди предметов одежды, шитых белым тамбуром, выделяются изделия, созданные с явным подражанием брюссельскому кружеву. В 1840 — 1860-е годы в городской среде появляется мода на вышитые тамбуром накидки. Одни из них шились тамбуром по тюлю, другие дополнялись аппликацией из батиста. Их узоры составляли плотный, насыщенный рисунок, покрывая почти весь фон. Вышивки этого типа создавались следующим образом: на тонкий мелкий тюль накладывали батист с нанесенным на него узором. Рисунок обшивался тамбурным швом по контуру. Батист на фоне вырезался. Оставался лишь узор из ткани в виде цветов и листьев, обшитых по краю тончайшим тамбурным швом. Этот прием довольно близко передавал особенности брюссельского кружева с его накладным плетеным орнаментом из веток с цветами на фоне мелкого тюля. Вышивка на накидках производилась в большинстве случаев при помощи машины. К середине XIX столетия ручное выполнение тамбурного шва во всех крупных работах заменяется машинным шитьем. Но и здесь выбор орнамента, материалов и само исполнение, в котором рука мастерицы имела решающее значение, вносили в вышивку струю индивидуального творчества.

Сумочка на вздержке. Конец XVIII — начало XIX в. Шитье цветными шелковыми и серебряными прядеными нитями тамбурным швом по желтой шелковой ткани. 21х15,6. РТ-5205. Поступила в 1933 г. из собрания И. А. Гальнбека

Во второй половине XIX столетия тамбурная вышивка используется реже. Лишь в самом конце века, в момент возрождения многих видов шитья, она появляется как прием отделки городского костюма и интерьера и возрождается в народной среде в виде красочных работ цветным тамбуром на полотенцах.

Бумажник. Первая треть XIX в. Шитье цветными шелковыми нитями тамбурным швом по белому атласу. 13,9х16,5. РТ-5268. Поступил в 1919 г. из собрания Ф. М. Плюшкина

Полотенце. Первая половина XIX в. Шитье цветными шерстяными и серебряными прядеными нитями тамбурным швом, битью, канителью и блестками в прикреп по бумажной ткани. 265х54. РТ-17721. Приобретено в 1940 г. ЗК ГЭ

Платье женское. Деталь. 1890-е гг. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Из сукна цвета беж. Шитье цветными шелковыми нитями тамбурным машинным швом и металлическими блестками в прикреп по сукну. РТ-9404. Поступило в 1924 г. Происходит из Зимнего дворца

Конец полотенца. Середина XIX в. Верхнее Поволжье. Шитье цветными шерстяными нитями тамбурным швом по бумажной ткани. Вышит текст: Райская птица называемая Алконостъ. Птица Алконосъ близь рая пребываетъ и на Ефрате реке бываетъ а когда глаас и пения испущаетъ то и сам себя не ощущаетъ… Прототип — лубочная картинка. 39,5х85. РТ-9029. Приобретен в 1922 г.

Вышивка декоративная. Середина XIX в. Шитье цветными шелковыми и серебряными прядеными нитями тамбурным швом по голубой с отливом шелковой ткани. Вышит текст песни: ‘Не будите молоду’. Прототип — лубочная картинка. 64х70. РТ-10027. Приобретена в 1949 г. ЗКГЭ

Конец полотенца с зубцами по краю. 1840-е гг. Шитье цветными шерстяными, шелковыми и металлическими прядеными нитями тамбурным швом, битью, канителью, блестками и бисером в прикреп по кисее. 32×43. РТ-9108. Приобретен в 1919 г.

Платок головной. Деталь. Первая половина XIX в. Нижегородская губерния (?). Шитье цветными шерстяными нитями тамбурным швом по миткалю. 112х108. РТ-14654. Поступил в 1941 г. из ГМЭ

Подзор с крупными зубцами по краю. 1830-е гг. Шитье цветными шерстяными, шелковыми и металлическими прядеными нитями тамбурным швом и стягами по кисее. 52×195. РТ-9107. Приобретен в 1919 г.

Конец полотенца. Конец XIX — начало XX в. Шитье цветными бумажными и шерстяными нитями тамбурным швом по кумачу. 236х48. РТ-17353. Приобретено в 1966 г. экспедицией ГЭ в Никольском районе Вологодской области

Конец полотенца. 1854. Новгородская губерния. Шитье цветными шерстяными нитями тамбурным швом и гладью верхошвом по бумажной ткани. Вышит текст: Кого люблю, того дарю. Възна Благодарнооти, 1854 года Фе7 44×37. РТ-17262. Поступил в 1941 г. из ГМЭ. Происходит из собрания К. Далматова

Полотенце. Конец XVIII — начало XIX в. Верхнее Поволжье. Шитье белой льняной нитью тамбурным швом и стягами по кисее. Подшито плетеным кружевом. 23×44. РТ-14022. Приобретено в 1919 г. из собрания К. Далматова

Покрывало на кровать. Деталь. Конец XVIII — начало XIX в. Село Андреевское Белозерского уезда Новгородской губернии. Работа крепостных мастериц. Шитье белой бумажной нитью тамбурным швом и стягами по батисту. РТ-14683. Поступило в 1933 г. из собрания И. А. Гальнбека

Рукав женской рубахи. Деталь. Начало XIX в. Верхнее Поволжье. Шитье белой бумажной нитью тамбурным швом и стягами по кисее. Длина рукава 65. РТ-17255. Поступил в 1941 г. из ГМЭ

Костюм купеческий: сарафан, рубаха. Первая половина XIX в. Сарафан голубовато-розовой шелковой ткани, отделан серебряным шнуром. Рубаха из бумажной ткани. Шитье белой бумажной нитью тамбурным швом и стягами. Длина рубахи 78. РТ-16877, 14973. Сарафан приобретен в 1961 г. ЗКГЭ. Рубаха поступила в 1941 г. из ГМЭ

Накидка на женское платье. Треугольной формы. 1860-е гг. Шитье белой бумажной нитью тамбурным швом с аппликацией из батиста по белому тюлю. Подражание брюссельскому кружеву. 150х300. РТ-8621. Приобретена в 1958 г. ЗКГЭ

Деталь накидки

Сюзане

Популярность тамбурной вышивки поддерживается исконно традиционными вышивками восточных стран. Таджикистан, Узбекистан, Иран сохранили свои, по-настоящему древние традиции в тамбурной вышивке и пользуются ими в производстве ручных и машинных вышивок, обожаемых туристами из Европы.


Таджикская вышивка — дорожка на стол Нажмите, чтобы увеличить


Нажмите, чтобы увеличить

Мастера продают свои сюзане, покрывала, дорожки для стола, сумки, панно, подушки и валики на ярмарках ремесел, устраиваемых несколько раз в год в азиатских городах.


Международная ярмарка ремесел, Алматы, 2021 год Нажмите, чтобы увеличить

Сюзане так и переводится – вышито иглой. Что отсылает нас в далекое прошлое, когда вышивка выглядела, как череда петелек тамбурного шва. Сейчас сюзане можно приобрести в интернет магазинах handmade и на выставках – ярмарках.

Продавцы на ярмарке ремесел свободно говорят на английском языке с покупателями из разных стран, рассказывая, как сделаны работы.


Салфетка, купленная на ярмарке в Алматы. Нажмите, чтобы увеличить

Например, вот эта маленькая салфетка, которую я купила на такой выставке, работа из Таджикистана.Она соткана вручную, и вышита вручную. Каждая линия, завиток или орнамент – это символы чего-нибудь. Хотя, я выбрала салфетку с гранатом, не потому, что это символ плодовитости, а потому, что просто нравятся вышитые гранаты – это очень красиво.

Надо сказать, что нити окрашиваются тоже вручную. И они не линяют. Продавцы уверяют, что цвета получены из корочек граната, басмы, скорлупы грецких орехов натуральным путем. Мне хочется в это верить, также, как в это верят и многочисленные иностранные туристы. А может быть это так и есть, потому что мастерица уверенно перечисляет, как и из чего получить тот или иной оттенок.

Как бы то ни было, но эта моя покупка лежит у меня на подоконнике под прямыми лучами солнца уже лет 5, а краски остались такими же, как и в день приобретения


Маленький валик-подушка, ручная работа. Нажмите, чтобы увеличить

Это крошечный диванный валик, с диаметром 10 см и длиной 29см. Когда я спросила у мастерицы, для чего он предназначен, она просто поднесла его к щеке и положила на него голову. У нас, в России, это была бы маленькая подушечка, которая называлась бы — «думка».

Разумеется, вместе с ручными работами, можно встретить и вышитые машинкой, тем же самым тамбурным швом. Отличить их очень просто. С изнанки эти вышивки выглядят совершенно по-разному.


Тамбурная вышивка машинная Нажмите, чтобы увеличить


Машинная тамбурная вышивка — изнанка Нажмите, чтобы увеличить


Ручная тамбурная вышивка — изнанка Нажмите, чтобы увеличить

Тамбурный шов иголкой

Вышивка тамбуром простая, освоить процесс поможет видео или расширенная инструкция, как делать тамбурный шов иголкой пошагово:

  1. Закрепить нить, вывести ее на лицевую сторону ткани.
  2. Придерживая большим пальцем левой руки нитку, сформировать небольшую петельку.
  3. Иголку вколоть в исходную точку, вывести ее на изнаночную сторону работы, сильно не натягивая, придерживая петельку на лицевой стороне.
  4. Вывести иголку у вершины петли, выполнить небольшой стежок, закрепляя петельку.

Так образуется открытый или замкнутый узор из цепочки петлей, направление рисунка может быть произвольным, как свидетельствуют фото изделий. Эта технология особенно популярна, когда петли двойные, они выполняются разными цветами. Удобно таким способом вышивать тонкими лентами, закрепляя их стежками из нитки, формируя лепесток цветка или лист.

Как вышивать тамбурным швом? Есть много видео по этой теме, последовательность работы простая:

  1. Закрепив нить, вывести ее на лицевую поверхность ткани.
  2. Сформировать полукольцо из нитки, придерживая ее левой рукой, иголку ввести в исходное отверстие.
  3. Иглу вывести на изнанку, придерживая петлю на лицевой стороне.
  4. Вывести иглу внутри петли у вершины, закрепив ее нитью, чтобы получился стежок в форме капли.
  5. Сформировать новую петлю, которая начинается у вершины предыдущей, следя, чтобы все стежки были одинаковыми.

Тамбурная вышивка на платье от Коко Шанель


1922 год

Это вышитое тамбурным швом платье от Коко Шанель датируется 1922 годом. Любопытно, что осенью 1921 года Великая княгиня Мария Павловна Романова, спасаясь от бедности, пришла к Коко Шанель, с предложением выполнять вышивки для ее моделей. Разумеется, она не была «бедной» в привычном нам понимании, она просто искала варианты иметь средства к существованию.

Закончив курсы машинной вышивки, наняв девушек вышивальщиц (первое время она нанимала только соотечественниц), она создала свое Предприятие «Китмир», о сотрудничестве с которым и договаривалась с владелицей модной студии Коко Шанель.

Не исключено, что вышивальщицы именно дома «Китмир» и вышили это великолепие.


Тамбурная вышивка на платье от Коко Шанель, фрагмент Нажмите, чтобы увеличить

Тамбурная вышивка иглой

Существуют два основных способа выполнить шов-цепочку с помощью иглы. Обязательное условие для обоих – туго натянутое в пяльцах полотно. Вышивать можно как сверху-вниз, так и слева-направо, в зависимости от выбранного узора. Для упрощения работы, желаемый орнамент лучше предварительно перенести на полотно.

Итак, способ первый

Выводим иглу на лицевую сторону (на рисунке это точка 1). Далее вводим её обратно в ту же точку (как видите, пункты 1 и 2 на рисунке совпадают), но нить до конца не затягивает, придержав пальцем образовавшуюся петельку. Иглу снова выводим на лицо, на этот раз в точке 3, прижав тем самым вершину звена, и затягиваем нить. Первое из звеньев готово! Остальные выполняются аналогичным образом.

Способ второй

В данном случае процесс вышивки начинается с обычного стежка из точки 1 в точку 2. Далее, выводим иглу с изнанки на лицевую сторону в точке 3. Проводим иглу с ниткой под стежком 1-2 и снова вкалываем в точку 3. Стежок удержит звено цепочки при затягивании нитки.

В дальнейших звеньях проводить иглу нужно не под стежком, а под предыдущим звеном цепочки.

Для обоих способов выполнения есть два важных правила:

  • Стежки не должны стягивать основное полотно. Именно для этого и нужно максимально туго натянуть ткань на пяльцы.
  • В конце вышивки сделайте шов-закрепку, иначе вся цепочка распустится.

Модификации вышивки тамбурным швом

Описанные выше два способа – это техника выполнения классического тамбурного шва. Но за время его существования рукодельницы сумели изобрести множество вариантов его модификации. Рассмотрим некоторые из них.

Перевитый шов

Очень красивый отделочный шов можно получить, если изначально проложить рядом несколько стандартных тамбурных швов, а затем, используя контрастную нить, перевить их между собой (см. схему).

Более плотный шов

В случаях, когда требуется более плотный шов, можно воспользоваться следующими техниками:

Проложите один тамбурный шов поверх второго (это схема №6)

Попробуйте «сдвоить» петли, выполняя в один прикреп сперва маленькое звено, а затем большое (схемы №7 и 8 ).

Чтобы получить орнамент «колосок» в тамбурной вышивке, изначальный прикреп выполните не в виде стежка, а в виде уголка, а саму цепочку дальше выполняйте в перевёрнутом виде, т.е. вершиной звена вверх.

Похожим образом выполняется орнамент в виде колючей проволоки, однако, изначальный прикреп тут делается в форме креста, петля выполняется вершиной звена вверх, а её концы разводятся в разные стороны, а не выходят из одной точки.

В Виде веточки

Сложный орнамент в виде веточек с листочками выполняется за счёт комбинирования открытых и закрытых звеньев в вышивке.

Как превратить обычный тамбурный шов в выпуклый

Выпуклый шов является «сборным» элементом и выполняется в 2 этапа. На первом этапе ваша вышивка будет напоминать «лесенку», а на втором на ней появятся «ступеньки».

Такого рода шов идеально подойдет для вышивки люпин и дельфиниумов. Но им можно делать не только это. Выпуклым швом вы можете вышивать еще и шероховатые стволы деревьев или красивые необычные орнаменты.

Изучив наш небольшой урок, вы сможете самостоятельно вышивать изделия выпуклым швом:

  1. Для начала вышейте нитками лесенку, состоящую из небольших ровных стежков, и выведите нить на лицевую сторону. На фото наглядно показано, как правильно это делать.
  2. Затем вам надо будет отвести иголку вправо, а после этого провести ее под верхней «ступенькой». При этом вы должны двигаться исключительно по направлению снизу вверх. На следующем фото вы можете увидеть, как это сделать.
  3. Еще раз проведите иголку под той же «ступенькой». Главное при этом следите за тем, чтобы нитка обвивала иголку;
  4. Далее вы должны подтянуть нить так чтобы образовался первый обвивающий стежок в этой цепочке. На этом вышивка первой «ступеньки» будет закончена и, перейдя на следующую составную часть «лесенки», вы сможете шить дальше.

Если вы будете шить все ряды, двигаясь при этом в одну и ту же сторону, то у вас получится гладкий шов. А если вам необходима текстура, то вы должны чередовать ряды: один шить по направлению вверх, а другой наоборот – вниз.

Когда ваша вышивка будет закончена, вы увидите получившийся выпуклый узор.

Тамбурная вышивка люневильским крючком

Вышивать цепочки можно не только иглой, но и с помощью вязального крючка. Отчасти, этот способ даже проще, особенно если вооружиться крючком с острой головкой. Но есть и свои тонкости. Например, выполнить крючком можно только базовые швы-цепочки, сложные модификации таким образом не получить.

Правила про тугое натягивание полотна и отсутствие стяжек» остаётся актуальным и для крючка, и для иглы.

Техника люневильской вышивки

Сама техника получения шва крючком достаточно проста. Выведите крючок с лицевой стороны, зацепите им рабочую нить, вытащите на изнанку – вы получили петлю. Снова введите крючок в полотно, зацепите нить, и вытяните на изнанку, но уже через имеющуюся на крючке петлю. Продолжайте вышивку таким же образом согласно выбранному орнаменту.

Люневильский крючок это специальный крючок для вышивки во французской технике. Называется по месту, где были впервые использованы бусины и стеклярус в вышивке обычным тамбурным швом. Это был город Люневиль, резиденция герцогов Лорренских.

Эта техника стала называться люневильской вышивкой и используется теперь в декорировании моделей высокой моды, в свадебных одеждах и вечерних нарядах.

Посмотрите волшебный ролик и создании платья Haut Couture, Christian Dior

Здесь очень коротко показана работа люневильским крючком и как изящно подаются пайетки с нижней стороны ткани.

Люневильский крючок имеет тонкую иглу-крючок и ручку с винтом, который немного выступает сбоку. Этим винтом игла-крючок фиксируется в ручке, ведь сам крючок можно менять, подбирая размер инструмента. А выступающий винт находится с той же стороны, что и «бородка» на крючке.

Такая конструкция помогает вышивальщице ориентироваться, где находится «бородка» крючка и куда подводить нить к крючку под натянутой тканью.


Нажмите, чтобы увеличить

Люневильская вышивка выполняется на тонких, прозрачных тканях и мастерица видит только изнаночную сторону — собственно сам тамбурный шов.

А вся красота с бусинами и пайетками остается под натянутой тканью и вышивальщица видит ее сквозь тонкую ткань.


Нажмите, чтобы увеличить


Нажмите, чтобы увеличить


Нажмите, чтобы увеличить


Нажмите, чтобы увеличить

Люневильским крючком вышивают и в технике du point de Beauvais (точка Бове). Здесь как раз все более естественно, вышивальщица видит свою работу прямо на верхней стороне ткани. Отличие от техник востока в толщине крючка, головка которого равна ширине швейной иглы. Вышивают на плотных тканях шелковыми нитками.


Тамбурная вышивка (точка Бове) -бельё


Тамбурная вышивка (точка Бове) — обивка стула


Тамбурная вышивка (точка Бове) — обивка стула — фрагмент

Три предыдущие фото я взяла из документального фильма Сарта Мишеля Эсквиола о мастерской в Бур-ле-Руа. В Бур-ле-Руа есть музей вышивки в технике «Point de Beauvais», там же проводят обучение вышивке. Три опытных вышивальщицы по очереди проводят стажировку Иветт Берто, Джинетт Беснар и Люсьен Мондион. Стоимость занятий 95 евро за 9 часов.

Можете посмотреть этот фильм и вы:

фильм Сарта Мишеля Эсквиола о мастерской в Бур-ле-Руа

Тамбурный шов при помощи крючка

Используя крючок, вы можете тамбурным швом вышить какой-то узор или орнамент на уже готовом изделии.

Также с его помощью можно вшить рукава или обработать край вязаного изделия для того чтобы в дальнейшем избежать нежелательного растягивания.

Для того чтобы научиться таким интересным швом украшать вязаные изделия можно просмотреть небольшой видео урок:

На данном видео хорошо видно, что особенностью данного шва является то, что во время работы крючок находится с лицевой стороны изделия, а рабочая нитка наоборот проходит с изнаночной стороны. Кроме того, внимательно просмотрев этот небольшой урок, вы можете заметить, что во время вышивки тамбурным швом мастер не всегда попадает непосредственно в саму петлю, он скорее просто пробивает полотно в нужных местах.

Благодаря такой технике исполнения вы сможете довольно быстро вышить крючком даже большой рисунок.

Любая вязаная одежда станет особенной и неповторимой после того как она будет украшена тамбурной вышивкой.

Татарская вышивка

Нельзя объять необъятное, как говаривал Кузьма Прутков. Так же нельзя представить в одной статье как тамбурный шов жил и развивался в традициях всех народов.

Татарстан, Башкирия, Россия узорным шитьем декорировали свою одежду и домашний текстиль придавая значение каждой детали.

Все, что вышивальщица видела вокруг – лилии, васильки, тюльпаны, все переносилось на ткань, воплощая красоту природы в шелковых нитях. И в каждом мотиве прятался свой код или символ. Так, например, круг — это солнце, волнистая линия – вода, дерево и птицы – плодородие. Удивительные открытия дарят нам традиционные орнаменты.


Тамбурная вышивка, русская одежда Нажмите, чтобы увеличить


Тамбурная вышивка — татарские сапожки Нажмите, чтобы увеличить

Двухцветный и зигзагообразный тамбурный шов

Вы уже успели заметить, что шить тамбурным швом довольно просто. Но для того чтобы немного разнообразить и украсить нашу работу, мы можем пользоваться не только обычным тамбурным швом, но и выпуклым, зигзагообразным и даже двухцветным.

Если вы хотите начать шить двухцветным тамбурным швом, то вам необходимо сначала подобрать хорошо сочетающиеся между собой цвета ниток. Затем вы должны будете вдеть в иголку две разноцветные нити и приступить непосредственно к работе.

Первый стежок вы выполняете ниткой только одного цвета одновременно с этим другую нить вам нужно удерживать над кончиком иголки. После этого вы вытягиваете обе нитки и тем самым завершаете первый стежок. Второй стежок вы должны будете выполнить ниткой другого цвета. Таким несложным способом вы сможете вышить двухцветный тамбурный шов.

Для того чтобы вышить узор зигзагообразным тамбурным швом вам нужно на выбранном участке ткани наметить две параллельные линии. Начинать работу лучше всего с верхней точки левой линии.

Сначала вы должны проткнуть ткань иголкой, так чтобы ее кончик вышел в определенной точке, расположенной на противоположной линии. Дальше вы должны будете вытянуть нить и сделать тамбурный стежок.

После этого можно делать второй стежок, который также должен быть наклонным. Но стоит отметить, что его нужно будет выполнить в противоположную сторону.

Действуя таким образом, вы получите зигзагообразный тамбурный шов.

Вышивка, сделанная при помощи «тамбура», будет потрясающе смотреться. Кроме того огромным ее плюсом является то, что она проста в исполнении и с ней могут справиться даже дети.

Любому по силам будет вышивка цветов или клубка со спицами.

Немного более сложным на первый взгляд может показаться рисунок с изображением петушка, но на самом деле так кажется только на первый взгляд.

Любители птиц могут попробовать свои силы в создании вышивки попугая.

К более сложным работам можно отнести изображение рыб.

Какой бы рисунок вы не выбрали, в любом случае ваша вышивка станет настоящим шедевром, так как она будет сделана «с душой». Главное не бойтесь экспериментировать, и смело приступайте к созданию новых работ!

Тамбурная вышивка Юмико Хигучи

Пожалуй, несправедливо будет рассказывать только о национальных, традиционных, характерных для той или иной местности вышивках. Думаю, все интересно в развитии, в динамике.

Юмико Хигучи японская вышивальщица, дизайнер, родилась в 1975 году, окончила университет искусств, живет в Токио.

Она вышивает во многих техниках, имеет удивительное свойство талантливо смешивать различные техники и создавать красивейшие, лаконичные, изящные дизайны, в которых угадывается авторство Юмико. Однако, многие находят, что она имеет очевидную склонность к тамбурной вышивке.

Это современная вышивка и современные дизайны, которые покорили сердца любителей вышивки всего мира. Юмико выпустила несколько книг, в которых предлагает принты и мастер классы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]