Украинский народный костюм: фото, описание, история


История и особенности

Вид украинского народного костюма отражает менталитет страны. Свободолюбивые люди, которые не могли примириться с установленными правилами и хотели жить обособленно, выработали свой уникальный стиль. Конечно, создавать велосипед люди не стали. Они воспользовались знаниями и умениями тех, кто жил в Киевской Руси. Но в отличие от своих соседей, украинцы сделали костюм более свободным и ярким. А также украинский народный костюм, фото которого вы можете видеть выше, отличается многослойностью и комплексностью. То есть одна часть наряда дополняет другую. Например, нижняя рубашка женщин выглядывает из-под юбки, что создает диссонанс плотности материала. Этот прием смотрится интересно и нетривиально. История украинского народного костюма берет свое начало во времена скифов. Но свой уникальный и неповторимый стиль люди выработали в XVI в. Стиль со временем видоизменялся. Большое влияние на моду оказали козаки. Эти беглые крестьяне хотели отличаться от земледельцев, они создали свой колоритный наряд, который дал моде новый виток. К XIX в. украинцы переходят к стилю горожан, и повсеместно мода меняется. Большое влияние на вкус людей имеют заграничные модельеры. Собственно, такая ситуация в стране сохраняется и по сей день.

Из чего шили одежду

Украинский народный костюм люди изготавливали из натуральных тканей. Чаще всего использовалось домотканое полотно. Ткали его из конопляных или льняных нитей. Получалась грубая ткань, которая подходила для изготовления рубах. Носили такую одежду мужчины. Когда ткань стиралась и от постоянных стирок становилась мягкой, ее пускали на изготовление женской одежды. Ну и после того как полотно становилось совсем мягким, из него шили детские рубашки. Штаны на Украине, так же как и на Руси делали из шерсти или из сукна. Первый вариант был пригоден для зимы, а второй — для лета. Такую ткань использовали одноразово и только для изготовления мужских штанов. Женщины из шерстяной ткани шили поневы и юбки.

Украинский народный костюм, фото которого вы можете видеть выше, также состоял из обуви и головных уборов. Шапки делали из меха. Обувь же изготавливали из сыромятной кожи. Реже использовали лапти. Но все же на Украине чаще люди носили сапоги, хотя они и были предметом роскоши.

Декоративные украшения делали из стекла и натурального камня. Но чаще все же использовали стекло, так как оно было дешевле. Часто девушки декорировали свои головные уборы живыми цветами. Венки носили по праздникам практически все девушки.

Украинский национальный костюм

Во все времена традиционная одежда лучше всего иллюстрировала культуру, привычки и особенности народа. Украинский национальный костюм не стал исключением – каждая яркая деталь насыщенной палитры демонстрирует богатый и стойкий дух страны с долгой и непростой историей. Что носили хлопцы и дивчата?

Традиционный украинский костюм схож с одеждой других восточноевропейских народов. Основа – рубаха из конопляного или льняного полотна, которую заправляют в суконные или холщовые штаны. Верхний разрез рубахи – пазушка – непременно украшается вышивкой. Строгие геометрические орнаменты выделяются на белом полотне и символизируют мужество и смелость. Часто мужской костюм украшался вышивкой с дубовым листом – мощным оберегом рода. Воротник может быть стоячим, отложным или отсутствовать вовсе. Нижняя часть костюма – шаровары – фиксируется на поясе шнуром. Широкие штаны жгуче-красного или ярко-синего цвета внешне напоминают мешок – такой фасон удобен как для сельскохозяйственных работ, так и для исполнения залихватского гопака. Между штанинами подшивается мотня из прямоугольных кусков материи – таким образом визуальное сходство с мешком усиливается. Некоторые этнические группы декорируют нижний край шаровар – например, у гуцулов принято было украшать зелёной или жёлтой вышивкой.

Женский украинский национальный костюм куда ярче и замысловатее мужского. Дівчины щеголяли в кошулях – длинных сорочках с вышивкой по краю горловины и на рукавах. Будничная рубаха шилась из грубого сукна, зато по праздникам наряды украинок отличались буйством красок на белоснежном шёлковом фоне.

Девушки носили кошули без верхней одежды, подпоясываясь лентами или кушаками. Замужние женщины обязательно дополняли наряд жупаном – жакетом без рукавов и верхней поясной одеждой, например, собирающейся сзади в крупные складки дергой. В качестве низа была понёва – длинная пёстрая юбка с расшитым передником. Праздничный вариант – плахта – шился из шёлка или парчи, дополнялся неповторимыми узорами.

Как красили одежду

Украинский народный костюм отличается богатым декором. Но чтобы покрасить нити, нужна была особая сноровка и подходящие красящие компоненты. Так как химическая промышленность стала давать свои результаты очень поздно, люди обходились тем, что могли собрать в окрестностях своего хутора. Поэтому чаще всего в качестве краски использовалась всевозможная трава. Женщины собирали травы, сушили, а затем делали отвар. Таким образом получалось выварить зеленый пигмент. А как же делали красный? В отличие от традиций, которые бытовали на Руси, украинские женщины добывали яркий цвет из насекомого, которое именовали червец. Его находили во мхе или же на кустах. Зачастую собирали не самих насекомых, а их личинки. Затем нужно было подождать, когда они вылупятся, и отварить, а точнее запечь в печи червецов с водой. Подобная краска томилась на огне в течение дня, и только потом она была пригодна для окраски. Так как необходимое насекомое было сложно собирать и варить, красный пигмент был очень ценен. Им красили только пряжу и пояса, а не готовое полотно рубахи. Для создания других пигментов использовали кору деревьев и всевозможные цветы.

Цветовая гамма

В национальном костюме преобладал красный цвет. Его носили все сословия от земледельцев и ремесленников до духовенства. По насыщенности цвета можно было понять, к какому сословию принадлежит человек. Но использовали не только открытый красный, но и его оттенки. Популярностью пользовался малиновый, кирпичный и маковый. На втором месте по популярности в украинском народном костюме стоял желтый цвет. Использовали такие оттенки, как лимонный, песчаный, рыжий и песочный. Черный цвет использовался редко. Его заменяли дымчатым, то есть серым. Если нужно было затемнить какую-то часть узора, вводили коричневый. Зеленые оттенки тоже можно увидеть в вышивке. Использовали как темные, так и светлые тона.

Особое место в декоре одежды занимали золотые нитки. Ими вышивали узоры на шелковых тканях. Но такие наряды были малодоступны. Золотая и серебряная вышивка украшала костюм богатых дам, а также рясы представителей духовенства. Разноцветные полупрозрачные бусины выступали основными элементами декора. А перламутровый цвет считался символом роскоши не меньше, чем блеск благородных металлов.

Где купить или взять на прокат?

Сегодня национальный костюм Украины (мужской, женский или детский) можно купить либо взять напрокат в специализированных магазинах или агентствах. Этот наряд выделит вас на любом мероприятии, будь то свадебная представление или же карнавальная вечеринка. Детский комплект – оригинальное решение для утренника в детском саду либо школьного праздника. Ваш ребенок гарантированно будет в центре всеобщего внимания.

Изысканное вечернее платье в украинском стиле, которое украсит собою любое торжественное мероприятие. Прямой чуть приталенный силуэт дополняют роскошные широкие рукава, собранные на запястье. Красивая вышивка с цветочным орнаментом делает акцент на треугольном вырезе и груди. Вышитые золотистые линии органично сочетаются с подобного цвета туфлями с открытым мысом. Платье, выполненное из струящейся шелковистой ткани, имеет классическую длину, чуть приоткрывающую колени. Завершает образ бордовый клатч с декоративным элементом также украинской стилистики.

Посмотрите в видео Vogue UA образы украинок конца ХІХ — начала ХХ века.

Верхняя одежда

Национальный костюм украинских жителей включал не только повседневную летнюю, но и зимнюю одежду. Что же это было? Верхняя одежда мужчин и женщин – это свита. Такой наряд сильно обтягивал фигуру, и за счет этого выглядел нелепо. Изготавливалась свита из толстого домотканого полотна. Первоначально она вообще ничем не украшалась. Самая распространенная модель женской свиты изготавливалась из светлой ткани, а мужской – из темной. Напоминала она рубаху с небольшим воротником-стойкой. Но этот воротник был настолько маленьким и узким, что он не мог даже полностью закрыть шею.

Кожухи – это вторая по популярности разновидность верхней одежды. Шили кожух из плохо обработанной овечьей кожи. Такие недубленые кожухи носили мехом вовнутрь. Модель одежды была самая примитивная, она напоминала упрощенный вариант современного пальто.

А какая же длинна была у верхней одежды? Четной регламентации не было. Каждый шил себе одежду той длины, которая была комфорта. Например, повседневные свиты обычно доходили до пят, а вот вариант дорожного кожуха обычно был редко длиннее колен.

Мужская рубаха

Украинский народный мужской костюм состоял из рубахи и штанов. Чем же одежда отличалась от той, которую носили в соседних регионах? Мужские рубахи имели разрез спереди. Он назывался пазушка. Украшался разрез вышивкой или же декорировался тесьмой. Наличие на этом предмете гардероба воротника определялось регионом, в котором жил человек. Распространены были рубахи с воротником-стойкой. Такая модель была удобна тем, что застегивалась она на пуговицы. А вот рубахи без воротников имели завязки. Украинские казаки упростили покрой своей одежды. Они решили, что ластовицы, которые располагались под мышками, можно редуцировать. Это было сделано не потому, что этот элемент сильно мешал людям или же сковывал движения, а потому, что казаки хотели отличаться от простых мужиков-земледельцев.

Способ ношения рубахи тоже был на Украине оригинальным. Если на Руси крестьяне и бояре носили рубахи поверх штанов, то казаки решили заправлять подол изделия в брюки. Но это был не протест, а логичное нововведение. Позаимствован такой способ ношения рубахи был у кочевников, которые постоянно ездили на лошадях и полы длинной рубахи мешали и сковывали бедра.

Мужской костюм

Рубахи с плечевыми вставками часто не имели воротников — ворот просто собирали шнурком в мелкие сборки. Отложные воротники носили только на Волыни. В центре и на востоке рубахи заправляли в штаны: этот способ был обязателен для донских казаков. А крестьяне Западной Украины носили рубахи навыпуск — по древнерусскому обычаю. Рубахи гуцулов с широкими свободными рукавами были настолько короткими, что часть живота выше талии оставалась открытой.

Неширокие штаны портяницы, распространенные в Полесье и на западе Украины, стягивали на поясе шнурком очкуром. В Буковине и Карпатах очень длинные штаны «набирали» на ноги сборками и заправляли в короткие чулки панчохи. Иногда штаны шили из красного сукна с вышивкой по низу и носили навыпуск. Очень популярны были на Украине полотняные или суконные шаровары — широкие штаны с объемной вставкой — мотней. Крестьяне носили белые шаровары, казаки — синие (иногда красные или черные) с карманами. Шаровары запорожских казаков отличались особой шириной, их носили с большим напуском. Праздничные шаровары, если позволяли средства, шили из шелка. Обычно их заправляли в черные сапоги.

Пояса украинцы украшали на концах узорами, бахромой, кистями или помпонами. Казаки щеголяли шелковыми «турецкими» кушаками. Гуцульский черес представлял собой широкую полосу толстой кожи, сложенную вдоль сгибом вниз, а сверху зашитую, но не целиком: незашитые промежутки служили карманами. Кроме того, к чересу подвешивали кошелек, трубку-люльку, кисет, кремень, нож и т. д. На плечах черес придерживали ремешки — ланцюжки, а украшали его тиснением и металлическими накладками. Казаки носили черес как патронташ, через плечо.


Пара из Черниговской губернии (Северная Украина): незамужняя женщина в плахте, венке с лентами и красных черевиках; мужчина в шароварах и рубахе с вышивкой

Головные уборы и прически. Распространенными головными уборами украинцев были высокая белая, серая или черная смушковая (т. е. барашковая) шапка кучма; треух или малахай (у гуцулов его называли клапаня); мегерка с меховым околышем и суконным, бархатным или шелковым круглым верхом; шляпы — войлочные капелюхи и соломенные брыли. Характерной для жителей восточной и центральной частей Украины была прическа с оселедцем, т. е. чубом, свисающим на левое ухо с бритой головы. Усы носили соответствующие — такой длины (особенно у казаков), что приходилось закладывать их за ухо. Крестьяне стриглись под макитру, т. е. под горшок.

Верхняя одежда. Накидка чуганя с капюшоном имела прямой покрой, украшенным длинной бахромой. У нее зашивали внизу рукава — они выполняли роль карманов. Носили чуганю внакидку. Длинный плащ из грубого сукна — опонча кроме высокого воротника тоже имела капюшон, как и свадебные манта и гугля. Капюшон прикрепляли к ним шнурками. И эти накидки, и суконную куртку сердак красного, черного или серого цвета, расшитую шнурами, шерстяными помпонами и бахромой, носили на западе Украины поверх безрукавок кептарей. Клинообразный покрой имела распространенная повсеместно суконная свита и разнообразные овчинные кожушки. Мужчины носили свиты черного и серого цветов, а женщины — белого и светло-коричневого.

Мужские штаны

Если вас интересует пошив украинских народных костюмов, то вы должны обратить внимание на характерные особенности наряда. Народные штаны отличались своей шириной. Такой изделие не имело резинки сверху, поэтому затягивалось оно на тесьму. Но такой способ крепления одежды на теле был не очень надежным, поэтому очень часто украинцы подпоясывали штаны поясом. Для этой цели они использовали как стандартные народные варианты ремня, так и новые европейские модели, которые имели пряжки. Отличие украинских шаровар от тех, которые носили на Руси, заключалось в наличие мотни. Она пришивалась между штанин, что позволяло мужчинам быстрее бегать и чувствовать себя всегда комфортно. Богатые козаки носили не домотканые шаровары, а те модели, которые изготавливались из шелка. Но для тех мужчин, которые не обладали большим достатком, такой предмет одежды был скорее роскошью или парадным вариантом костюма. Декорировались штаны вышивкой. Она располагалась в нижней части штанин. Причем вышивали изнанку изделия, и поэтому мужчины носили штаны, подворачивая их концы.

Чужих рубах не бывает. Украинские приключения косоворотки

Пресс-конференция Владимира Зеленского, где он подводил итоги второго года президентского срока, совпала с празднованием Дня вышиванки, который превратился после Евромайдана в демонстрацию показного патриотизма.

Было очевидно, что глава государства наденет в этот день вышитую орнаментами рубаху, однако Владимир Александрович сумел удивить сограждан и журналистов. Он неожиданно выложил в Инстаграме праздничные фотографии в традиционной русской косоворотке. А националистическое сообщество расценило это как серьезное преступление политического характера.

Впрочем, ошибиться было немудрено. Такое уже случалось — к примеру, националисты из организации «Традиция и порядок» анонсировали шествие «за украинские семейные ценности», использовав для этого такую же вражескую сорочку. Косоворотка действительно похожа на вышиванку, а профессиональные патриоты не очень хорошо разбираются в особенностях национального гардероба. «Русская» рубашка отличается от «украинской» тем, что ее разрез смещен вбок — как правило, влево, но иногда вправо. При этом косоворотку расшивали похожими народными орнаментами, так что Зеленский, скорее всего, совершенно искренне принял ее за «настоящую» вышиванку. А отдуваться за этот промах пришлось его придворным портным и боярам.

© «Традиция и порядок»

Естественно, они стояли на том, что президентская рубаха является истинно-украинской и представляет собой региональный вариант вышиванки — а в нынешнем скандале виновато исключительно проклятое советское прошлое.

В защиту вышиванки

©

РИА Новости, Евгений Котенко / Перейти в фотобанк

«Украинская культура гораздо богаче, чем зашоренные и воспитанные еще по советским лекалам представления о ней. Украинская вышиванка — это не один какой-то образ, не один узор, не одна модель. Бывают техники вышивки, варианты кроя. Это разные региональные особенности и современные их интерпретации», — рассказал после пресс-конференции советник главы Офиса президента Михаил Подоляк.

«Во время создания вышиванки для Владимира за основу мы взяли национальный костюм Днепропетровского региона. Для востока Украины боковой разрез на рубашке был широко распространённым элементом. Он был очень популярен в XIX веке, но потерял свою актуальность после всего того, что с нашей страной сделал Советский Союз», — вторит ему дизайнер Артем Климчук, который оказался автором злополучной сорочки.

По словам исследовательницы украинской традиционной одежды Марии Квитки, президента Зеленского действительно одели в рубашку образца конца ХІХ века, которая имела распространение в различных украинских регионах.

«В Украине, как и в России, Беларуси, Литве и т.д., до появления этой косоворотки крестьяне носили только рубашки с разрезом посередине, и это не дает нам права определять по крою принадлежность рубашки к какой-то одной территории. Мода развивалась везде параллельно. Украинских рубашек такого типа сохранилось очень много: сотни, если не тысячи», — заявила она журналистам. А значит, косоворотка тоже является неотъемлемым культурным достоянием украинцев наряду с вышиванками и борщом.

И действительно, косоворотка представляет собой региональную эволюцию вышитой орнаментами рубахи из домотканого полотна с прямым разрезом в районе шеи. Она была широко распространена не только у древних славян, но и у многих других народов Азии и Европы. Такие рубахи были известны Геродоту у скифов, что подтверждается многочисленными археологическими находками. Они были обычными у населения Древней Руси, на территории современной Украины, Белоруссии, Балтии, Молдавии и России, а также встречались среди угро-финских народов, которые попали в зону славянской колонизации.

Рубашки с косым разрезом впервые обнаружены в мужских погребениях на территории Великого Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества, где они фиксируются как минимум в XV веке и даже раньше. Бытует мнение, что такое расположение воротника имело утилитарный смысл, потому что косой ворот мешает выпадать во время работы нагрудному украшению. Однако историки объясняют этот фасон влиянием византийской моды, поскольку датированная XII веком туника из венского Музея истории искусств практически идентична вышитым косовороткам из Суздаля, Владимира и Москвы.

Прижившись в России, такая сорочка столетиями использовалась наряду с архаической вышиванкой, оснащенной традиционным прямым разрезом, а «украинские» вышиванки и сейчас можно отыскать в российской или белорусской глубинке.

Период конца XIX — начала ХХ веков, который знаменовался бурным развитием капиталистической экономики, стал золотым временем косоворотки. Достаточно напомнить, что на ее основе была создана классическая армейская гимнастерка, которая превратилась в основную одежду для мужчин из межвоенного поколения. Рубаха с косым воротом была обязательным элементом одежды зародившегося в то время пролетариата. Среди прочего ее носили фабричные рабочие Екатеринославщины и Донбасса, включая современную Днепропетровскую область.

В их числе был и сам Григорий Петровский, рабочий депутат Государственной Думы, активно защищавший права украинского языка. Памятник легендарному большевику, который снесли после Евромайдана националисты, как раз-таки запечатлел его в косоворотке, которая считалась накануне революции неотъемлемым атрибутом человека демократических взглядов.

«В эту же эпоху в городской среде и среде интеллигенции ношение косоворотки становится символом инакомыслия и иногда — принадлежности к революционным идеям», — пишет об этом екатеринбургский этнограф Вячеслав Печняк.

Мода на рубашки с косыми воротниками распространялась из города на село и ширилась среди украинского населения Екатеринославской губернии — потому что вчерашние крестьяне нанимались на заводы и рудники, пополняя собой ряды рабочего класса. Собственно, отсюда и пошли «традиционные днепропетровские вышиванки», в одну из которых обрядили в наши дни президента Зеленского. Однако со временем косоворотка банально вышла из моды, причем вовсе не потому, что ее якобы репрессировали заведомо виноватые во всем коммунисты.

Большевики скорее привечали этот элемент народного костюма наряду с тюбетейкой, черкеской и вышиванкой, которые являлись зримыми символами политики национальной коренизации. Косоворотку носили многие партийные лидеры, включая Троцкого и Калинина, в ней фотографировался Ленин, скрывавшийся в Разливе под видом рабочего Иванова.

«Ты посмотри, в чем ходят сегодня люди! Вспомни наконец: Киров носил косоворотку, Бухарин носит косоворотку, даже твой обожаемый Орджоникидзе носит все ту же русскую косоворотку» — говорит героиня романа Виктора Мануйлова «Жернова», указывая на характерные особенности тогдашней партийной моды. Хотя во время Гражданской войны пролетарскую рубаху потеснили все та же гимнастерка, френч и знаменитые комиссарские кожанки.

Рубаха с косым воротом сама сошла со сцены истории, закономерно превратившись в атрибут народных праздников и фольклорных мероприятий. Косоворотка проиграла конкуренцию обыкновенной современной одежде, которую массово шили на фабриках и продавали по всей огромной стране. По сути она стала жертвой урбанизации и модернизации — потому что они изменили культурные предпочтения в среде рабочего класса, оставив архаические одежды для жителей сельской периферии.

«В 1920-1930-е годы формируется рубаха с отложным воротником, а еще позднее косоворотка вытесняется городской сорочкой, оставшись только в обиходе староверов в качестве моленной одежды и как часть культуры престижа», — коснтатирует этнограф Печняк.

Мораль этой истории говорит о том, что чужих рубах не бывает. Элементы традиционного народного костюма являются коллективным достоянием, как и рецепты традиционных блюд вроде злополучного борща, за который ведут борьбу профессиональные патриоты. Культурные традиции разных народов тесно переплетены между собой за многие века взаимного перекрестного влияния, за время кровавых войн, жестоких завоеваний, торговых сношений и добрососедских союзов. И никто не может рассматривать их в качестве своей монопольной исторической собственности.

Косоворотка действительно является одной из разновидностей украинских шитых рубашек, напоминая об эпохе индустриального развития Юго-Востока, а вышиванка, в свою очередь, остается народной одеждой во многих регионах современной России и Белоруссии.

Это наследие должно не разделять, а сближать, напоминая забытую социальную историю наших стран, сшивая разорванную ткань человеческих отношений. Но для этого необходимо деполитизировать борщ и рубашку, чтобы они перестали быть инструментами разжигания ненависти и предметом бессовестной спекуляции националистов. И занимали в обществе место, которое отведено для них в двадцать первом веке — на фестивалях, свадьбах или концертах.

Украине необходима деконструкция национального мифа — чтобы строить свое будущее не на архаической полотняной сорочке и не на «исконно украинском» борще — а на развитии общедоступного образования, науки и высокотехничного производства. Чтобы страну снова прославила продукция «Антонова» и «Южмаша», которые находятся после Евромайдана в глубоком упадке.

Потому что иначе страна действительно скатится во времена пращуров, у которых была за душой лишь залатанная сорочка — да миска пустого супа.

Женская рубаха

Украинский народный женский костюм состоял из трех частей. Рубахи, юбки и поневы. Рубахи делились на два вида: короткие и длинные. Длинные считались праздничными. Их подол декорировался вышивкой. Этот элемент женской нижней одежды обычно виднелся из-под нижнего слоя. Повседневные рубашки были короткими. Они имели длину современных туник. Но такой вариант одежды был приемлем для замужних женщин. Девушки же не носили понев, поэтому их рубахи были длинными. А какими были рукава изделия? Рубахи шились с длинными рукавами. У кистей они становились уже. Этого добивались путем пришивания манжет. Эти элементы декорировались вышивкой. Также украшения в виде вышивки могли располагаться на плечах.

Воротник на женских рубашках мог быть отложным. Но чаще ворот изделия обрабатывался тесьмой и завязывался на веревку.

Украинский народный костюм для девочки был схож с девичьим нарядом. Дети носили рубашки, подпоясанные ремнем.

Характерные особенности

Несмотря на то что основные элементы национальной одежды по всей Украине одинаковы, отличия присущи почти для каждого региона. Влияние на костюм оказывали климатические, этнические особенности местности, из-за чего имеются нюансы в силуэте, крое, цветовом оформлении, способе ношения.

Одеяние центральных областей, юго-восточных, северных и западных заметно отличается. Ему присущи некоторые черты нарядов соседних стран – России, Беларуси, Польши, Молдовы. Несмотря на это, классическим костюмом украинского народа принято считать тот, что носили в Среднем Приднепровье – историческом, культурном центре Украины. Основные черты украинского национального костюма можно описать так:

  • силуэт с плавными линиями;
  • контрастные сочетания цветов, их символичность;
  • вышивка с оригинальными узорами или орнаментом;
  • яркая обувь, аксессуары.

Главными элементами украинского мужского костюма были и остаются: рубашка (сорочка), штаны (шаровары), пояс (кушак), легкая верхняя одежда (свитка или жупан), смушковая шапка со шлыком, красные кожаные сапоги (чоботы). Женский костюм состоит из сорочки, юбки, пояса, вышитого жакета, цветочного венка с лентами для девушек и намитки для женщин, красных сапог.

Понева

Женский украинский народный костюм сложно представить без поневы. Этот элемент одежды делился на три вида: повседневная, дерга и праздничный вариант. Повседневная понева была черного цвета. Ее делали из грубой льняной или полотняной ткани. Она могла быть даже шерстяной. Понева делилась на две части: одна прикрывала заднюю часть тела, а другая — переднюю. Этот элемент одежды был разной длины, часто доходил женщинам до щиколоток.

Если вы решите делать украинский народный костюм своими руками, то вам следует изготавливать не повседневную поневу, а дегу. В чем же заключаются отличия? Дега тоже была сшита из плотной ткани. Но цвет изделия был не темным, а ярким. Деги, или запаски, как их еще называли, могли быть красными, зелеными или же синими. Пояс этого элемента одежды украшался цветной тесьмой и даже вышивкой. Некоторые женщины не носили переднюю поневу, а заменяли ее передником.

Праздничные одежды выглядели нарядней, чем повседневные. Такая понева изготавливалась из легкой ткани, иногда из шелка. Декорировалась она вышивкой или же клетчатым орнаментом. Часто на таких поневах был нанесен клетчатый орнамент.

Традиционный костюм украинок

Женская украинская одежда по своей природе более разнообразна, изысканна и многолика, чем мужская. Основу составляла кошуля, или рубаха. Повседневная кошуля традиционно состоит из двух частей: верхней и нижней, пидтычки, которая выполнялась из более грубой ткани.


Традиционная украинская рубашка украшается старинными орнаментами, каждый из которых имеет свое значение

Праздничная сорочка называлась «додильня» и была сшита из более дорогого, цельного нежно-белого полотна. Она также украшалась ручной вышивкой на горловине, на манжетах, по подолу.


Вообще, праздничный наряд украинской девушки очень яркий и оригинальный

В качестве пояса молодые девушки использовали расшитые кушаки или ярко-красные ленты. Замужние женщины поверх рубахи надевали шерстяные жупаны (жакеты без рукавов) и поясную одежду, которая была нескольких видов:

  • Дерга — рабочая одежда. На ее пошив шло не менее 3 м грубой темной ткани, дерга сзади собиралась в пышные складки.


    Дерга — недорогая и удобная одежда

  • Запаска — повседневный вариант. Состояла такая юбка из двух равных отрезов ткани и по бокам завязывалась на тесемки.
  • Плахта — праздничная женская юбка. Выполнялись плахты их более дорогой ткани (шелка, парчи или шерсти). Женщины вышивали на плахтах яркие узоры, орнаменты, стремясь придать индивидуальности и торжественности образу.


    В каждую такую юбку мастерица вкладывала свой смысл

Юбка

Если вы хотите сшить украинский народный костюм своими руками, но поневу вам делать не хочется, можете обратить внимание на ее эволюционировавший вариант. Юбка заменила поневу и стала элементом одежды зажиточных дам. Самыми распространенными были три их вида. Литнык – это узкая шерстяная юбка. Она смотрелась празднично по той причине, что была красного цвета. На этот броский фон были нанесены вертикальные полосы. Они могли быть зелеными, желтыми, белыми или же синими. Такой вариант юбки был самый простой. Андарак – это более широкая модель юбки. Декоративным элементом здесь выступали складки, которые вертикально располагались по всему периметру. На подоле находилась широкая орнаментальная полоса. Шорц – это тоже широкая модель юбки, но, в отличие от двух предыдущих, она смотрелась ярко за счет пестрых вертикальных полос, которые располагались близко друг к другу. Подол такого изделия был обшит толстым шнуром. Все эти разновидности юбок украшались вручную с помощью вышивки.

Декор одежды

Как можно украсить украинский народный костюм для девочки своими руками? Если вы решили полностью копировать декор костюма, то вам нужно будет запастись цветной тесьмой. Ей обшивали горловины и подол рубашек. Из разноцветных ниток делались кисти. Их вешали на пояса. Юбки и рубахи украшались вышивкой. Для этого использовали яркие шерстяные нитки. Богатые барышни могли себе позволить наносить узор или орнамент на свою одежду с помощью тончайшего шелка. Ну и не стоит забывать о золотом шитье. Оно использовалось часто на костюмах зажиточных женщин. Кружево можно встретить не только как элемент декора женского костюма, но им украшалась и мужская одежда. Кружево ценилось высоко, поэтому мало кто мог его себе позволить. А вот стеклянные бусины были в широком употреблении. Правда, одежда ими расшивалась нечасто. А вот головные уборы декорировались повсеместно. Люди с большим достатком могли себе позволить украшать одежду не стеклом, а драгоценными камнями. Особенно в ходу был жемчуг. Из крупных жемчужин даже делали пуговицы. А вот менее обеспеченные люди использовали пуговицы, обтянутые шелком или яркой холщовой тканью. В ходу были нашивки. Ими декорировались рубахи наподобие погон. Нашивки изготавливались из контрастной одежде ткани, чаще всего — из красной или зеленой. Такие декоративные элементы богато расшивались шелком и золотом.

Расцветка и декор

Основные цвета украинского народного костюма — белый (рубашка), красный или синий (штаны), красный, черный, коричневый (юбки). Кроме них, использовались оттенки этих же цветов, а также зеленый, серый, голубой, реже желтый. Различие в цвете особенно заметно в вышивке.

В каждом регионе было предпочтение определенных тонов, стилей и техник вышивания. Например, в Полтавской, Черниговской областях вышивка одноцветная (белыми нитками по светлой ткани), в центральной Украине — двуцветная (преимущественно красно-черная). В западных, южных областях использовалось многоцветное декорирование (в основном сочетание красного, зеленого, желтого оттенков).

В старину вышивка нередко выполняла не только декоративную, но и социальную роль — по ней можно было определить статус человека в обществе, его семейное положение. А для тех, кто верил в магические силы, вышиванка служила еще оберегом, призванным защитить владельца от влияния недобрых людей. Для национального костюма характерны растительные и геометрические узоры. Из них получались разнообразные орнаменты, также специфичные для каждого украинского региона.

Орнамент

Рисунок на украинском народном костюме чаще всего изображает две главные для людей стихии: воду и солнце. Именно благодаря им существовал южный народ, они приносили хлеб, а значит – жизнь. Эти стихии нередко расшифровываются как отцовское и материнское начало. Если говорить об элементах, то материнский символ выглядит как восьмилетний цветок с россыпью точек по краям. Отцовский элемент – это квадрат, в котором заключен цветок. Такой орнамент можно встретить как на мужских, так и на женских рубахах. Второй по частоте мотив – это рисунок хмеля. Символическое очертание волнообразной ветки с цветами ассоциируется с молодостью, любовью и задором. Такой орнамент можно было увидеть на одежде молодежи. Изображение калины и дуба считалось на Украине оберегами. Стилизованные листья и плоды должны были защитить человека от сглазов и от завистников. Они оберегали людей не только от соседей и недоброжелателей, но и защищали от различного рода бытовых неприятностей. А вот если женщина хотела привлечь удачу, она вышивала ромбы. Этот символ земли и плодородности должен был оберегать человека от голода и ненастной погоды.

Растительный орнамент превалировал в декоре одежды. Реже можно было встретить анималистические мотивы. Украинцы не жили охотой, точнее убийство диких животных не было единственным способом пропитания. Вследствие этого если на одежде и появлялось животное или птица, их можно было считать тотемом семьи.

Пояса

На фото украинских народных костюмов мужских и женских можно увидеть одну особенность. В обязательном порядке все люди подпоясывались. Ходить без пояса было не только некрасиво, но и считалось постыдным. Этот элемент одежды считался у людей оберегом именно по этой причине ему и придавался сакральный смысл. Даже небогатые крестьяне старались приобрести пояс из дорогого материала. А если такой возможности не было, они ткали его самостоятельно, а затем расшивали символическим орнаментом. Четкого регламента не было. У каждого человека были свои ценности, и их он пытался продемонстрировать с помощью рисунка на поясе. Зажиточные люди подпоясывались ремнем с пряжкой, сделанной из драгоценного металла. Она тоже украшалась причудливым орнаментом, состоящим из зверей и птиц. Богатые горожане по праздникам надевали пояса, полностью сделанные из серебра и даже золота.

Парадный пояс (кушак) должен был быть не короче 3-4 метров. Его декорировали не только вышивкой, но и драгоценными камнями или же бусинами из стекла. Часто можно было увидеть кисти, которые свисали с обоих концов кушака.

Символическое значение украинской вышиванки

Традиционная вышиванка – это типично славянский элемент одежды. Данная рубаха несёт в себе сакральный смысл. Славяне, независимо от места их проживания, считали, что символы и узоры, которые вышиты на рубашке, способны защитить своего владельца от нечистой силы. Эти поверья уходят своими корнями в языческое прошлое славянских народов.

В настоящее время, когда украинские традиции возрождаются, вышиванки считаются одним из источников силы и энергии. Главное, чтобы мастер понимал значение орнаментов и древних символов, которые он вышивает на воротнике и рукавах рубахи. Выбирая этот элемент одежды, нужно помнить, что мужская и женская вышивка значительно отличаются.

Для мужских рубах характерны строгие узоры геометрической формы. Цветовое сочетание данных орнаментов тоже должно соответствовать значению. Правильно подобранная вышивка символизирует мужественность, силу и смелость.

Женские узоры на вышиванках более тонкие и филигранные. Они часто имеют обрамления в природных мотивах. Как правило, женские узоры символизируют любовь, целомудрие, красоту и молодость.

В настоящее время украинские тенденции в моде невероятно популярны. Одежда в украинском стиле гарантирует своему владельцу уникальность и заметность на любом мероприятии.

Украшения

Сегодня декоративные безделушки, которые носят дамы, не имеют никакого символического смысла. А раньше подобного рода украшения в первую очередь несли не декоративное значение, а служили оберегом. Украинский народный костюм для женщин включал в себя бусы. Конечно, их не носили каждый день, а надевали по праздникам. Позволить себе украшения из драгоценных металлов могли только зажиточные дамы. Они носили различные подвески из натуральных камней и серьги причудливой формы. Скромные деревенские девушки в качестве украшений использовали ленты и цветы. Главным достоянием женщин тех времен была длинная коса. Именно ее они и украшали. Волосы должны были быть заплетены в сложную прическу, поверх которой можно было надеть венок из живых цветов. Если бедная девушка надевала бусы, то вероятность того, что они были деревянные, была практически 100%. Такие украшения были популярны не только на Украине, но и на Руси.

Особенности цвета, орнаментов

К особенностям можно отнести простоту, разнообразие декоративных элементов и орнамента, яркий и сочный колорит, стройный силуэт. Простые и довольно лаконичные элементы добавляют роскоши и изыска, совмещаются русские и белорусские культуры. Зимние наряды очень практичные, удобные и красивые. Каждый цвет является символом: чёрный означает землю-кормилицу, красный — это цвет любви, белый символизирует чистоту, синий означает свободу и душевное спокойствие, зелёный — весна и молодость, жёлтый очень часто означает разлуку.

В качестве ткани выбираются натуральные материалы, например, лён, он очень лёгкий и комфортный. Хлопок и шерсть также очень практичные. В различных регионах используют свой крой. Женские наряды в основном всегда имеют прямой силуэт, рубахи бывают со вставками, на кокетке, и похожие на тунику. Вышивка является очень ценной, так как она создаётся вручную, в основном на воротнике. В дополнении к костюму идут головные уборы в виде цилиндра или конуса. Девушки в качестве украшения делали венки из искусственных или натуральных цветов.

Головные уборы

Фото украинского женского народного костюма представлено выше. Но по нему сложно составить представление о том, что носили жители Украины на голове. Костюм незамужней девушки дополнял ободок. Чаще всего его делали из лент. Завязывали этот головной убор так, чтобы макушка оставалась непокрытой. А вот замужние женщины носили очепок. Эта шапочка имела твердый каркас. Форма головного убора зависела от области проживания женщины. Чаще всего очепок был трапециевидный или овальный. Такой головной убор декорировали бусинами или драгоценными камнями. Бедные женщины украшали свою шапочку с помощью вышивки гладью. Но кроме повседневных головных уборов, были еще и праздничные платки. Ими женщины повязывались тогда, когда шли в гости, в церковь или же на праздничное гуляние. Цвет платка должен был быть ярким. Нередко этот головной убор расшивали золотом.

А что же носили на голове мужчины? Свои лысые головы они украшали шапками. Естественно, головные уборы они носили только в холодную погоду. Шапки чаще всего делали из овечьей шерсти, но существовали кожаные и тканые разновидности.

Традиционный украинский женский костюм

Женский украинский костюм имеет множество вариантов. И это зависит не только от этнографического региона, но и от того факта, для какого события такой костюм шили. В зависимости от этих факторов женский наряд мог отличаться силуэтом, кроем, отдельными частями одежды и даже способами ее ношения, цветовой гаммой, декором, украшениями.

Традиционным украинским считается женский наряд Среднего Приднепровья, тогда как в Полесье сохранились наиболее архаичные элементы народного костюма. На Подолье можно заметить значительное влияние молдавской культуры на формирования одежды этого региона, а на северо-западе Украины — польской.

Главной составляющей женского наряда является вышиванка, которую еще называют кошулей или сорочкой. Она была немного длиннее, ежели мужская вышиванка , и состояла из двух частей: нижняя шилась из более плотной ткани, ежели верхняя. На Закарпатье эти две части шились отдельно, тогда как в других регионах более популярными были цельные рубашки (укр. додільні), которые считались праздничными.

В восточной части страны носили вышиванки без воротника, которые считаются более древними, а вот в западных регионах — с воротником, чаще всего с отложным.

Традиционно вышивкой украшался подол рубашки, воротник и рукава, особенно на месте соединения с плечом. Поверх вышиванок женщины одевали жилетки или жупаны.

Молодые девушки вплоть до замужества носили только подпоясанные вышиванки, а вот женщины должны были убирать рубашку в поневу. Понева являет собой шерстяную юбку из нескольких кусков ткани. В некоторых областях даже существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка уже посватанная и скоро перейдет в разряд женщин.

Юбка

Украинские женщины носили три разновидности юбок: запаска, дерга и плахта.

Запаска была повседневной одеждой и не имела рисунка или каких-либо элементов декора. Чаще всего запаски шили из красной, синей или зеленой шерстяной ткани. Женщины носили две запаски разных цветов — “попередниця” и “позадниця”. К верхним углам запаски часто пришивали тесемки, которые обвязывались вокруг талии.

Обувь

Описание украинского народного костюма было бы неполным, если не рассказать о том, во что же обувались люди. Бедные крестьяне носили лапти. Так же, как и на Руси, даже такая примитивная обувь была в дефиците. Но в отличие от русичей, украинцы делали лапти необычным способом. Они продевали через петли лозы веревку, а затем затягивали ее на ноге. Лапти изготавливали не только из лозы, но и из кожи. В отличие от аналогичной обуви своих ближайших соседей, украинцы делали лапти практически без боковин. В некоторых семьях обувь изготавливали из сыромятной кожи. Причем материал никак не сшивался. Форму коже придавали непосредственно на ноге. Фиксировали такое подобие ботинок с помощью бечевки. Те крестьяне и казаки, у которых не было больших финансовых проблем, могли позволить себе сшитую из кожи обувь. Изначально вместо каблуков у таких ботинок была подкова. Но впоследствии сапоги приобрели современный вид. Чаще всего обувь была красного цвета. Она выглядела ярко и хорошо сочеталась с красным декором народного костюма. На ноге сапоги фиксировались с помощью тесемок. А более поздние модели стали производить с металлическими пряжками, которые часто изготавливали из благородных металлов. На верхний край сапога наносился узор, который или выжигали, или прорезали.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]