Что это за тип ткани?
Набивная ткань – это материал, на который нанесен печатный рисунок. Раньше он добавлялся на полотно вручную при помощи набивки красителей рельефной формой на полотно. Отсюда и пошло название «набивная».
Цвета набивной ткани
Сейчас процесс нанесения рисунка автоматизирован и осуществляется тканепечатающими машинами. От старой технологии досталось только название.
Но и в наше время есть мастера, которые занимаются набивкой вручную. В основном они производят небольшие партии материала для эксклюзивных дизайнерских проектов.
Набойка по ткани
Нанесение узора на ткань при помощи форм с рельефным рисунком
Набойка
Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства. С её помощью получают узор монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным рисунком, а также ткань с узором (набивная ткань), полученным этим способом.
Изменение во времени
Набойка в разные исторические периоды менялась. Порой по узорам специалисты могут определить период изготовления.
Ткани XVI-XVII вв., дошли до нас сильно выгоревшими, но отличаются насыщенным орнаментом и прекрасной техникой печати. Узор наносили масляными красками на грубую тёмную ткань.
В XVII веке, к концу, узор всё более явно стал делиться на два основных типа: геометрический и состоящий из крупных насыщенных цветочных узоров.
В XVIII веке набойка становится более изысканной, узор не перегружен, орнамент подобран со вкусом.
А в XIX веке узор вновь становится более строгим. Появляется более сложная, кубовая набойка.
Народное искусство
Говоря о набойке, нельзя не отметить особо — искусство резчиков. Перед ними стояла непростая задача: передать в понятной форме образ, чтобы он был узнаваем, при этом, чтобы красиво лёг на ткань.
В узорах, в разное время, были востребованы растения, изображения людей, животных и даже жанровых сцен. Всё это требовало от мастера особой наблюдательности и умения выразить в штампе нужные образы.
Древнее искусство
Изготовление набойки — один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов.
В России технология изготовления набивных тканей известна, по меньшей мере с X века. Массовое производство набойки и расцвет промыслов, занимающихся изготовлением набивных тканей, пришёлся на XVIII — первую половину XIX века.
Интерьер набойной мастерской в Этнографическом музее, СПб
В XVIII веке в русской набойке были распространены крупные сложные узоры, требовавшие известного мастерства для получения ровного рисунка.
В XIX веке стали распространены более мелкие рисунки. Небольшие набивные доски стали предметом повседневного обихода, они продавались на ярмарках повсеместно. Особую популярность набойка получила в северных регионах, где производство угасло уже в 1920-1930-х годах. Сохранились даже набивные доски с «модными» рисунками паровозов и тракторов.
Сарафан из ткани с набойкой. Коллекция ГИМ
Технология набойки
Для набойки изготавливают деревянные формы-штампы с узором. Изготовление таких форм — особое искусство резчика.
Формы бывают резные деревянные — манеры, или наборные — медные пластины с гвоздиками, в которых узор набирается из медных пластин или проволоки.
Набоечные доски. Экспозиция в ВДПНИ
При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком киянкой. Отсюда и название «набойка», «набивка». Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.
Кубовая набойка
Так стали называть способ набойки, при котором ткань опускалась в чан, имеющий форму куба. В чане была краска цвета «индиго». Индиго — природный краситель, его ещё называют кубовой.
Набивная ткань. Пример набоечного производства. Государственный Русский музей
Были мастера, специалисты по кубовой набойке, которые могли придать ткани разные оттенки синего, по желанию заказчика. Их называли «синильщики».
Сам метод заключается в том, что на белую ткань воском или глиной набивали узор. После опускали в куб с красителем. В конце операции воск или глина, а чаще всего специальная смесь — вапа, удалялись и получалась синяя ткань с белыми линиями узоров. Вапа не давала ткани прокрашиваться в местах узоров.
Набоечная доска для павлово-посадского платка
Промысел
Занятие набойкой по ткани частному мастеру было не под силу, поскольку для этого требовалось не мало рабочих рук и специальное оборудование. Было выгодно объединяться в артели.
Достаточно хорошо был развит промысел на Русском Севере, в Каргополье, а так же на территории Костромской, Вологодской, Тверской губерний и других.
Артели принимали заказы на ярмарках. Для этого научились изготавливать образцы. Известен самый большой образец, он хранится в Сергиевом Посаде, в Историко-культурном музее-заповеднике. Это полоса ткани длиной 10 метров, на которую нанесены разные узоры, разделённые полосами. Каждая полоса имеет свой номер.
Набивной платок. Музей истории платка и шали
В наше время промысел не имеет прежних масштабов и почти заменен машинным производством на фабриках. Но ручная набойка живёт, традиции продолжаются. Немало проводится мастер-классов, есть и мастерские по изготовлению тканей с ручной набойкой.
Платки
В наше время один из способов набойки до сих пор применяется при производстве платков на Павлово-Посадской фабрике.
Эскиз платка для набойки. Музей истории платка и шали
Как и в прежние времена, узоры состоят из сложных элементов, которые наносятся поэтапно. Многое делается вручную, хотя многое и автоматизировалось. Например формы набойных досок уже не вырезаются как раньше, мастерами резчиками, а изготавливаются на станках с программным управлением. Но принцип набойки остаётся.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0. Авторы фото: 1–8 Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Поделиться ссылкой:
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
- Послать это другу (Открывается в новом окне)
- Нажмите для печати (Открывается в новом окне)
Понравилось это:
Нравится
История происхождения
Родиной набивной ткани считается Индия, издавна знаменитая тканями из хлопка и разнообразием природных красителей. Затем это искусство освоили народы Азии и Египет. В Китае хранятся образцы ткани, которые датируются 220 годом н.э.
В Европу набивная техника пришла в конце XIV века. Особой популярностью пользовалась набойка с золотыми и серебряными узорами. Главными производственными центрами тканей с набивным рисунком считались Италия и Германия. На территории Руси ткани с печатным рисунком были известны еще в XII веке.
У каждого народа были свои особенности нанесения рисунка на полотно. В Китае использовали трафареты, а в Европе вместо них использовали деревянные штампы.
Постепенно технология совершенствовалась; на замену примитивным штампам из дерева и подручных материалов пришли металлические пластины. А в 1850 году процесс был механизирован, началось бурное развитие текстильной промышленности.
История
Как уже было сказано, история набивной ткани берет начало в Индии. С древних времен она используется для изготовления постельного белья. Благодаря ярким и нестандартным краскам этой страны появились бязевые ткани, получившие распространение во всем мире.
Европа и Средние века
После Индии технологии перекочевали в Египет, где набивкой стали украшать ткани из хлопка. Произошло это только в 15 веке. Европа же узнала этот метод только в 17 веке и только после завоза тканей с востока. Они быстро обрели популярность и пользовались спросом, вытеснив материалы одного цвета.
Важно! Помимо постельного белья, набивной текстиль стал использоваться для обивки мебели, украшения интерьера и пошива оригинальной и качественной одежды для богатых людей.
Сегодня набивная ткань доступна каждому и продается практически в любом магазине текстиля.
Трафарет и хлопковое полотно
Новое время
Основная часть набивной ткани в новое время производилась в Германии. Связано это с тем, что производимые и импортируемые ткани из Италии были очень дорогими. Именно поэтому немцы стали изготавливать свой текстиль, узоры на котором набивали с использованием драгоценных металлов, например, серебра и золота.
Более продвинутый способ набивки был изобретен в Швейцарии, где она производилась с помощью медных углубленных дощечек. Позднее был придуман цилиндрический вал для покраски ткани в различные узоры и цвета.
Состав ткани и его свойства
Основой для печати служит материал натурального происхождения, но для улучшения их физических свойств добавляют синтетические волокна.
Основы для набивной ткани:
- Хлопок. Тканевые основы из хлопкового волокна прочные и доступные, отличаются гигроскопичностью.
- Лен. Льняные материалы отличаются повышенной прочностью, не накапливают статическое электричество, гипоаллергенные, обладают антибактериальным эффектом.
- Шелк. Изделия из шелка мягкие и приятные к телу, отличаются благородным блеском на солнце и прекрасными гигиеническими свойствами.
- Шерсть. Полотно на основе шерсти упругое и податливое, не мнется, прекрасно держит форму, не впитывает запахи, имеет отличную гигроскопичность.
Характеристика типов ткани
К выбору материалу для штор нужно отнестись очень серьезно, ведь от этого будет завысить вид, срок службы и методы ухода за тканями. Сейчас в большинство тканей добавляют полиэстер, что повышает их прочность. Главным критерием при выборе изделия будет являться его мягкость и податливость.
Далее будут рассмотрены типичные виды тканей, которые используются для пошива штор.
Сначала рассмотрим натуральные ткани. Лен является самым экологическим материалом, он «дышит», имеет довольно жесткую структуру, но его недостатком является то, что он очень сильно и быстро выгорает, поэтому его не рекомендуют использовать в очень освещенных помещениях. Могут получится красивые шторы из мешковины.
Хлопок отличается прочностью и износостойкостью, хорошо прокрашивается, на него легко наносить набивной рисунок или вышивку, недостаток такой же, как и у лена. Шелковые шторы украсят практически любое окно, ткань красива и прочна, почти не мнется, но, к сожалению, также бистро поддается выцветанию, поэтому, чтобы шелковые шторы прослужили вам дольше, нужно подшивать к ним подкладку.
Органза — очень прочная, но при этом легкая, воздушная ткань, она прекрасно подчеркнет удачный вид с вашего окна.
Далее речь пойдет о синтетических тканях, здесь мы рассмотрим и парчу, и мешковину, и полиэстер, акриловые шторы, и даже шторы со старых открыток. Готовые рулонные шторы из этих материалов станут незаменимым украшением вашего дома.
Шторы со сто процентного полиэстера или в сочетании с хлопком будут самым практичным вариантом, поскольку легко стираются, не так выцветают, на них не сложно нанести рисунки или вышивку.
Вискоза – еще один практический и очень прочный материал, к тому же огнестойкий, поэтому использование таких штор на кухне будет выгодным решением.
Парча – довольно тяжелая ткань, ее делают из шелка, хлопка и синтетических волокон, рельефный рисунок на ее поверхности похож на вышивку. Для убирания всех недостатков, при выборе шторы из парчи рассчитывайте на то, что они должны иметь подкладку. Парча используется для длинных драпировок и украшения верхнего края готовых штор.
Дамаск делается со смешанных волокон (может входить в состав шелк, шерсть, хлопок и так далее), имеет жаккардовое переплетение, матовые и блестящие участки на ней соседствуют друг с другом.
Бархат идеально подходит для оформления официальных помещений, бывает шелковым и вискозным (может также иметь в составе волокна полиэстера), имеет короткий, приятный ворс.
Тафта – имеет гладкую, блестящую и шелковистую поверхность, при этом очень прочная, иногда используется для производства одежды.
Атлас состоит из шелковых, хлопковых, ленных волокон, блестящий снаружи, матовый внутри.
Еще одна интересная» ткань» для штор – это открытки, да, и даже с открыток можно сделать вполне приличные занавески. Не так давно были модные шторы с долгих цепочек – полосочек, материалом для их изготовления и стали открытки и скрепки. Это поможет не только избавится от старого хлама, превратив его в новый готовый продукт, а также сберечь старые воспоминания и найти новое применение для открыток.
Виды ткани
Основные виды:
Бязь
Плотная ткань с хорошей износостойкостью. Используется для пошива постельного белья. Рисунки на этом полотне отличаются особой яркостью.
Поплин
При производстве используются волокна разной толщины, что придает полотну интересную фактуру. Мягкая и приятная к телу материя, которая не дает усадки. Используется для шитья постельного белья, одежды и домашнего текстиля.
Сатин
Материал отличается гладкой поверхностью и высокой прочностью. Используется для производства постельного белья с 3D печатью.
Атлас набивной
Гладкая и прочная основа с глянцевым блеском. Идеально подходит для 3D печати. Применяется в домашнем текстиле и пошиве одежды.
Ситец
Отличается особой мягкостью, так как волокна хлопка не отбеливаются в процессе производства, но может дать усадку и сильно мяться. Зато не линяет и не выгорает на солнце.
Лен
В чистом виде он плохо окрашивается, сильно мнется и дает усадку. Поэтому чаще всего его смешивают с хлопком или синтетическими волокнами. Используют для производства домашнего текстиля и одежды.
Кулирка
Легкая, воздушная и эластичная ткань, используемая для пошива летней и детской одежды. Требует деликатного ухода, так как склонна к деформации.
Жаккард фукро
В основном производится из синтетических материалов. Обладает интересной текстурой и используется для производства штор, обивки для мебели и одежды. В уходе не требователен.
Производители
На рынке представлен широкий ассортимент набивных тканей различных производителей. Главным поставщиком является Китай, в котором созданы все условия для быстрого и качественного производства самых разнообразных видов. Российские же компании составляют лишь чуть более 15%. Самые популярные отечественные фабрики находятся в городе Иваново.
Производитель | Страна | Продукция |
Россия, Иваново | Хлопок; КПБ; одеяла; подушки; полотенца. | |
Текстильное Объединение «Монолит» | Россия, Украина | Домашний текстиль; постельное белье; спецодежда. |
«Трехгорная мануфактура» | Россия, Москва | Хлопчатобумажные ткани и готовые текстильные изделия для дома |
Компания Текстильная Линия | Россия, Иваново | Хлопчатобумажные ткани |
Белорусский Текстильный Центр (БТЦ) | Республика Беларусь | ткани для домашнего текстиля и спецодежды; домашний текстиль. |
Анадолу Докума (Адок) | Турция, Анкара | Текстиль для авто |
Акар Груп | Турция, Бурса | Ткани для штор |
E Stronger Woven (Taizhou) Factory | КНР, Тяньчжоу | Широкий текстильный ассортимент |
Хлопчатобумажные ткани очень разноообразны. Их можно классифицировать и по типу переплетения, и по способу отделки. Трудно строго ограничить область использования этих материалов: начиная от фланели для детских вещей и кончая кретоном, которым обивают мебель.
О достоинствах и недостатках бельгийского утеплителя Изософт читайте здесь.
Так как в текстильной промышленности сейчас используют качественные современные красители, особенности ухода за набивными тканями обусловлены именно составом волокон и типом их переплетения. Рисунки не выцветают даже после многократных стирок, цвета остаются свежими, практически не выгорают на солнце. Времена, когда после стирки яркие принтованные вещи становились тусклыми с едва заметным размытым рисунком, прошли. Теперь красители отличаются устойчивостью к воздействию воды и высоких температур. Для того, чтобы выбрать правильный уход за такими изделиями, нужно руководствоваться именно видом ткани.
Спектр применения всех перечисленных видов чрезвычайно широк. Они высоко ценятся потребителями за разнообразие цветовых решений, затейливость узоров и оригинальность. Разнообразие материалов, взятых за основу, удовлетворит потребности любого покупателя.
© 2021 textiletrend.ru
Какие нормы используются при изготовлении? Что в них учитывается?
Ткани, производимые на предприятиях, должны соответствовать эталонным образцам художественно-эстетических показателей, утвержденных в соответствии с ГОСТ 15.007 и ГОСТ 15.004.
Ткань, на которую в дальнейшем будет наноситься печать, должна соответствовать техническим характеристикам установленным для каждого типа ткани.
После обработки, полотно с набивным рисунком проверяют на наличие пороков внешнего вида в соответствии с ГОСТ 161-86. Особое внимание уделяется равномерности нанесения узора и качеству прокраски.
Как определить лицевую сторону
Прежде чем приступить к раскрою, необходимо определить лицевую сторону. В случае с набивными тканями сделать это не всегда просто. Если рисунок крупный и ярко выраженный, проблем возникнуть не должно. Но на материалах с размытым принтом бывает сложно понять, какая из сторон является лицевой.
Самый простой способ определить лицевую сторону — визуальный. У набивных тканей лицевая сторона более яркая, с четко выраженным рисунком, а изнаночная — блеклая, границы узора размытые. Мелкие узелки и утолщения всегда выводят на изнаночную сторону. На лицевой стороне такие дефекты отсутствуют или они менее выражены.
У текстиля атласного переплетения лицевая сторона всегда блестящая. Материалы, изготовленные саржевым переплетением нитей, имеют характерную особенность — рельефный рисунок в рубчик. На лицевой стороне узор более выпуклый, чем с изнанки.
Следующий способ определения лицевой стороны набивной ткани — по кромке (уплотненная полоса по краю). На ней можно разглядеть проколы, выполняемые ткацким станком. Иглы вводятся с изнанки, поэтому дырочки более четкие и выпуклые с лицевой стороны.
Выбирайте ткани с набивным рисунком для пошива одежды, домашнего текстиля, белья. Яркие рисунки поднимают настроение и вносят разнообразие в серые будни.
Набивные ткани
Среди приемов украшения тканей существует ручной способ их орнаментации путем набивки. Такие ткани носили название набивных. Первоначально этим занимались иконописцы-«травщики», и только намного позднее появились специальные мастера по орнаментации тканей, резчики по дереву.
Узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм. Доски с резным орнаментом изготовлялись из твердых пород дерева: березы, груши, клена, ореха.
Набойным промыслом занимались целые уезды России. Из набойки шили мужскую и женскую одежду, церковные облачения и знамена, делали скатерти, пологи, занавеси, переплеты книг. Она бытовала и в крестьянском доме, и в кругу зажиточных городских слоев населения, где эта узорчатая ткань заменяла дорогие привозные шелка и бархат.
Русские набивные ткани можно разделить на белоземельные, фон которых оставался незакрашенным, и кубовые, название которых связано с приемом окрашивания тканей в кубах.
На старинных набойках узор наносился масляными красками так называемым верховым способом. Покрытую краской доску накладывали на влажный холст и на ткапп получали оттиск узора. В XIX веке во многих уездах изготовляли кубовую набойку — ткань с белым узором на синем фоне. Эту ткань делали способом «резервирования». На белый холст наносили узор с доски, покрытой вапой, то есть смесью глины, купороса и клейкого вещества. Затем ткань опускали в чаны с синей краской, и она окрашивалась, а резервированный узор оставался белым.
В этом виде народного искусства удачно соединилось мастерство резчиков по дереву и мастеров-набойщиков.
В Русском музее находится обширная и разнообразная коллекция набивных тканей п пабойных досок XVII-XIX веков — около 2500 экземпляров. Это собрание дает наглядное представление о набойных промыслах различных губерний.
Узоры старинных набивных тканей отличает обилие орнаментальных тем, источником которых служили растительный и животный мир, лубочные картинки, иллюстрации книг, гравюры. В узорах набойки нашла своеобразное претворение орнаментика тканей, привозимых в Россию из-за границы. Тонкое художественное чутье проявили мастера русской набойки, перерабатывая соответственно своему вкусу заимствованные декоративные формы.
Набивная ткань. XVII в.
Самыми распространенными видами орнамента набоек XVII века были геометрический и растительный. Различные двухцветные комбинации ритмично чередующихся квадратов, шашек, звездочек, пересекающихся кругов, розеток, треугольников — простейшие из композиций.
Сохранилось значительное число фрагментов набоек с узором в виде стилизованных цветов, наподобие ромашек, чередующихся в шахматном порядке с розетками на фоне черных и белых треугольников.
Мотив цветка ромашки навеян реальным миром растений; узор фона напоминает трехгранновыемчатую резьбу по дереву. Орнамент очень прост, но наряден. Узор и фон как бы дополняют и уравновешивают друг друга.
В иных случаях цветы помещены на коротком стебле и возвышаются друг над другом, выявляя внутренний ритм композиции.
Интересны двухцветные ткани с укрупненным рисунком. Композиция состоит из крупных многолепестковых цветов и ягод среди листьев и завитков. Пышность орнамента сочетается с тонкими разработками растительных форм.
Есть в набивных тканях и сюжетные композиции. Изображения людей очень редки в набойке. Тем любопытнее представленное на одном из фрагментов изображение, по-видимому, женской фигуры с поднятыми руками и фигуры на лошади. Подобные сюжеты встречаются в вышивке и ткачестве. Они связаны с языческими представлениями древних славян, обожествлявших силы природы. Изображения условны. Нарушение реальных соотношений фигур оправдано декоративной композицией рисунка. Свободное поле фона заполнено квадратами или горошинами.
Набивная ткань. XVII в.
Большинство набоек выполнено только в две-три краски, но создается впечатление богатой цветовой гаммы.
Набойка XVIII века в собрании музея представлена большим количеством фрагментов. Ткани этого времени образуют две группы: крестьянскую набойку и фабричные миткали и ситцы. Последние постепенно вытесняли набойку из обихода городских слоев населения. Происходит изменение технических приемов — замена деревянных досок досками, в которых все детали узора выкладывались из металлических полосок, пластинок или гвоздиков, врезанных в толщу доски. Это определило специфический характер получаемых на ткани узоров — их тонкую графичность, четкость контуров, почти ювелирную прорисовку пестиков, тычинок, листьев, мелкую штриховку рисунка. Узор обретал плавность линий. Замена масляных красок заварными и накладывание их не на холст, а на хлопчатобумажную основу придавали ткани мягкость.
Усложняется рисунок тканей. Тут и крупный пышный растительный орнамент, напоминающий узоры европейских шелковых тканей, и мелкий графичный. Причудливо извиваются стебли с крупными цветами в виде гвоздик с зубчатым и волнистым контуром. Обычно узор этот выполнялся красной краской с коричневой обводкой по светлому фону. Он как бы свободно стелется по плоскости.
В другом случае по фону вьются две зеленые волнистые ветки с цветами и перистыми листьями.
Изыскан и строг подобный мотив орнамента, типичного для русских набивных тканей XVIII века.
В период распространения лубочных картинок появляются новые сюжетные композиции и мотивы украшения тканей, изображаются галантные кавалеры и дамы в костюмах петровского времени. Сохранились лишь фрагменты таких тканей, из которых, по-видимому, шили занавесы. Заимствуя образы из книжных иллюстраций и лубочных картинок, мастера выбирали и подчеркивали те элементы, которые придавали ткани большую декоративность.
Набивная ткань. XIX в. (отпечаток с доски XVII в.) Север (?)
Набивная ткань. XVIII в. с. Иваново (?)
Набивная ткань. Перв. четв. XVIII в.
Набивная ткань. XIX в. Архангельская губ
В подобной группе набоек излюбленным было изображение всадника -богатыря. Это своеобразная интерпретация в ткани лубочных изображений Бовы-Королевича или Салтан-Салтановича. Такого рода набойка поступила в музей в 1972 году от коллекционера В. Ф. Груздева. На ней запечатлен мчащийся на коне всадник с копьем в руке, готовый вступить в единоборство с врагом. Восхитительная смесь черт чуть комичного и в то же время грозного воина! Одежда всадника — камзол и короткие штаны — напоминает костюм петровского времени. Фигура лошади в движении. Изображение плоскостно, рисунок условен и смел. А надпись? Почему она читается наоборот? Вырезая ее на доске, мастер не учел приема обратного отражения рисунка на ткани. Вряд ли это можно объяснить неумением или отсутствием привычки резать буквы. По всей видимости, подражая в данном случае лубку, мастер-набойщик остается верен орнаментальным принципам в украшении ткани. Надписи, как элементу эпиграфики, не придавалось значения, она стала частью орнамента.
С конца XVIII века ручная набойка уходит из города, вытесняемая продукцией ситценабивных фабрик. Она переселяется в деревню и занимает большое место в крестьянском быту. На протяжении всего XIX и начала XX века производство набойки кормило целые уезды. Северные губернии — Архангельская, Вологодская, Олонецкая и центральные — Ярославская, Тверская, Костромская, Нижегородская оставили нам богатое наследие местных кустарей. И до сих пор экспедиции Русского музея пополняют фонды великолепными вещами из набивных тканей.
Набойные доски. XIX в.
Набивная ткань. XVIII в.
Набивная ткань. Кон. XIX в. Мастерская П. Бочарова. Кострома
Промысел набойки в разных губерниях был отхожим или оседлым. В первом случае ходили по деревням и селам синилыцики-колотилыцики, предлагая свой товар:
Хозяюшка-матушка, Есть ли пряжу красить, Холсты синить, Новины бить? Выходите работу получить!
И стекался к мастеру народ со всех концов деревни: кто сдать работу, кто — получить, а кто — просто новости узнать, так как многое мог рассказать набойщик, путешествуя по деревням со своим товаром.
Набойщики побогаче имели свои мастерские и учеников, им не надо было ходить по селам и деревням. Вывешивал такой хозяин выставку-объявление: кусок заказника со всеми видами узоров, имеющихся у него в мастерской, и надписью, например:
Платок. XIX в. Ф-ка А. Баранова
Синельное завидение Ивана Меркуловича Васильева въ Рязани собст. домъ Краснорядская улица.
Кубовая набойка обычно двухцветная; ее украшают изображения птиц, геометрические, растительные узоры в виде отдельных веточек и цветов или же сложное переплетение того и другого. Распространенный прием заполнения фона оранжевыми горошинами придает особую красочность ткани и динамичность композиции. Изображение птицы очень часто встречается в кубовых набойках XIX-XX веков.
На синем фоне ткани — повторяющееся изображение птицы с распростертыми крыльями. Оно органично вплетено в общую композицию с ветками, цветами и листьями. Заполнение свободных мест фона желтыми горошинами оживляет узор. Из подобных тканей шили сарафаны. Коллекция таких сарафанов в Русском музее пополнилась во время экспедиций в Кологривский район Костромской области.
На кубовых скатертях обычно в центре располагали крупную розетку и вьющиеся по кругу ветви с листьями и полурозетками. На одной скатерти, кроме обычного узора, симметрично размещены шесть тарелок с рыбой, вилкой, ложкой и ножом. Свободные места заполнены растительными цветочными побегами. Такой скатертью, напоминающей сказочную скатерть-самобранку, в праздник, а то и просто для радости и веселья накрывала стол хозяйка дома. В коллекции Русского музея имеется резная доска с изображениями рыбы, ножа и вилки. Возможно, с этой доски и печатали узор скатерти.
Имена мастеров — резчиков деревянных «манер» почти не сохранились, а сами доски кочевали из губернии в губернию. Тем больший интерес представляют те набойки, которые на основании документальных данных и определенных художественных особенностей самих тканей можно причислить к той или иной мастерской.
Подобные мастерские существовали в Костроме (мастерская Бочарова), в Калужской губернии (мастерская Забурдаевых), в Чухломском уезде Костромской губернии (мастерские Кирилловых, Шошина, Балашова, Самойловых).
Живописность, красочность характеризуют бочаровские набойки, графичность рисунка свойственна чухломским.
В начале XIX столетия рядом с кубовой набойкой соседствуют многокрасочные ситцы, исполнявшиеся поначалу с помощью ручной набивки. Лишь в 1830-х годах возникла возможность печатать ситцы механическим путем. Вручную набивались уже только шали и платки из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, которые с середины XIX века играли немаловажную роль в русском костюме.
В отделе народного искусства собрана коллекция узорных шерстяных и ситцевых платков фабрик Московской, Владимирской и Петербургской губерний. На фабриках Лабзина, Гучковых, Смирнова, Титова и других основными изделиями были ситцы и полуситцы. Художественное оформление подобных тканей было самым разнообразным: тут и традиционные мотивы народных набоек с изображением птиц, цветов, и мотивы, продиктованные веяниями новой моды, и всевозможные клетки. Но наиболее типичными в это время становятся пышные узоры из крупных и мелких стилизованных цветов. Красочная гамма разнообразна и очень насыщенна: от нежного розового до густого фиолетового.
Великолепными образцами набивных тканей XIX века являются также кумачовые платки фабрик Асафа Баранова в Москве и Владимирской губернии. На ярко-красном фоне платков рассыпаны тюльпаны, гвоздики, розы. Они удивительны по своей многокрасочности, сочетанию крупных и мелких узоров, общей живописности орнамента.
Русские набивные ткани и сейчас восхищают нас разнообразием узоров, изобретательностью композиций, нарядными цветовыми сочетаниями, смелостью построения декоративных форм. Это богатое художественное наследие и по сей день используется советской текстильной промышленностью.
Художники изучают в музейных собраниях коллекции старинных тканей и осваивают богатые традиции искусства ручной набойки.