Ледерин
Ледерин представляет собой хлопчатобумажную ткань — миткаль, — на изнаночную сторону которой нанесен слой крахмалистого грунта, а на лицевую — эластичная пленка из нитроцеллюлозы, пластификатора (касторового масла), пигментов и наполнителей. На поверхность ледерина с помощью тиснильного каландра наносится рельефный узор.
По внешнему виду и водостойкости ледерин напоминает натуральную кожу. Он не меняет своего внешнего вида и не теряет рельеф тиснения при намазке клеем. С обеих сторон полотна ледерина могут оставаться незагрунтованные кромки по 10 мм.
Ледерин имеет следующие свойства:
- ровная и гладкая поверхность с рельефным тиснением, например напоминающим фактуру натуральной кожи (сафьяна, шагрени);
- жесткость по основе 6-12 и по утку 4-9 г;
- нелипкая эластичная нитроцеллюлозная пленка прочно соединяется с тканью-основой и не растрескивается при перегибании;
- на поверхности пленки не наблюдается миграции красящих веществ, приводящей к изменению оттенка материала;
- светопрочность и термостойкость.
Ледерин характеризуется также повышенной упругостью, поэтому при изготовлении переплетных крышек нужно применять очень липкий переплетный клей, например костный. Пластификатор — касторовое масло — значительно снижает скорость высыхания переплетных красок при печатании на переплетных крышках. В процессе печатания переплетными красками или при тиснении фольгой ледерин из-за большой упругости и глубокого рельефа тиснения требует использования высокого давления. При тиснении цветная переплетная фольга слабо закрепляется на поверхности ледерина. Существенный недостаток ледерина — его высокая стоимость, что связано с применением дорогостоящих органических растворителей в процессе его изготовления. Кроме того, токсичность этих растворителей ухудшает условия труда.
При изготовлении ледерина в качестве основы может использоваться не ткань, а особо прочная кабельная бумага из небеленой сульфатной целлюлозы. Ледерин на бумаге дополнительно покрывается нитроцеллюлозным лаком, что повышает его механическую прочность и предохраняет переплеты от слипания.
По внешнему виду ледерин на бумаге ничем не отличается от тканевого, но значительно уступает ему в прочности, в особенности при перегибании и надрыве. Прочность сцепления нитроцеллюлозной пленки с основой у бумажного ледерина также значительно ниже, чем у тканевого. Кроме того, ледерин на бумаге, если он не имеет достаточно глубокого рельефа тиснения, может сильно скручиваться при намазке клеем. Главным достоинством бумажного ледерина по сравнению с тканевым является дешевизна.
Бумажный ледерин применяется для изготовления составных переплетов с тканевым корешком, а также в производстве беловых товаров.
Вследствие большей гладкости и меньшей впитывающей способности бумаги-основы по сравнению с тканью, на лицевую сторону бумажного ледерина достаточно нанести два слоя нитроцеллюлозного грунта массой по 50 г/м2. По глянцевой поверхности ледерина на бумаге можно выполнять любое фактурное тиснение, блинтовое тиснение, тиснение красочной и бронзовой фольгой, а кроме того, можно печатать переплетными красками.
Бумажный ледерин выпускается в рулонах. Его прочность на разрыв составляет не менее 7 кг, прочность на излом (число двойных перегибов) — не менее 300. При сгибании ледерина на бумаге не должны появляться трещины.
Переплетные материалы с латексным покрытием
Технические ткани с латексным покрытием представляют собой ткань-миткаль или бумагу, на оборотную сторону которой нанесен крахмалистый грунт, а на лицевую — пленка, состоящая из латекса (сополимера хлорвинила с винилиденхлоридом), крахмала, пигментов и наполнителей (каолин, литопон).
Полимерную пленку на лицевую сторону ткани наносят двукратным грунтованием с помощью цилиндрического грунтовально-сушильного устройства. Разглаживание загрунтованной ткани производится фрикционным каландром; тиснение узора — тиснильным каландром.
Переплетный материал с латексным покрытием имеет следующие преимущества по сравнению с ледерином:
- высокое качество отделки поверхности (может быть глянцевым и матовым, ледерин же вырабатывается только глянцевым);
- большая прочность;
- эластичность.
Переплетные материалы с латексным покрытием на бумажной основе — это наилучшие заменители тканевого ледерина. Они имеют очень эффектный внешний вид и удовлетворительные механические показатели, в особенности на истирание, так как латексный грунт пропитывает бумагу и делает ее более прочной.
Что за ткань
Материал коленкор известен в первую очередь работникам типографии, из него изготавливают переплеты и обложки для книг. Коленкор переплетный – это такая хлопчатобумажная плотная ткань, прошедшая специальную обработку, что делает ее жесткой и устойчивой к трению и изгибанию.
Свое название коленкор получил от слова calencar (франц.), что значит «Ситец из Калькутты». Во французский язык выражение пришло с востока kalamkar – так персы называли окрашенную суровую ткань.
Материал по одной из версий начали производить в Индии. После того как он попал в Европу, технология модернизировалась, ткань стала более широко использоваться.
По другой плотный и жесткий текстиль стали начали производить на ткацких фабриках Великобритании в 1825 году. Ткань была известна и в нашей стране. В произведении советского писателя А. Югова можно найти такие строки: «карманы были двойные: внутренний – из полотна, внешний – из серого коленкора».
Материал активно использовался в производстве книг для изготовления обложек, переплетов. В XIX – начале XX века ткань имела и более широкое применение. Из отбеленного крахмального полотна шили занавески, рубашки, постельное белье. Использовали для отделки поясов, карманов, низа одежды. Выпускали и выпускают архивные папки с коленкором.
Что такое коленкор?
Цветущий миндаль
Коленкор по некоторым источникам проклеенный и окрашенный миткаль-суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения,видны довольно толстые нити неотбеленной пряжи, использовалась для пошива дешевой полотняной одежды, коленкор в качестве подкладки. заимств.
Коленкоровая ткань (см.рис)при пропитке аппретом использовалась в полиграфии для изготовлении обложек,подарочных коробок, футляров, переплетов книг.
Иногда говорят «совсем другой коленкор» — это устойчивое выражение применяется в значении «не то, что надо» или «нечто другое», видимо от того, что коленкора в значении окрашенной ткани есть великое множество, а возможно и от того, что при пропитке одна и та же ткань становится неоднородна.
Ракитин сергей
Основой многих хлопчатобумажных тканей является миткаль — простая неокрашенная х/б ткань. Внешне она непривлекательна, груба на ощупь, но зато очень дешево стоит. Путем пропитки миткаля крахмалом получали коленкор — жесткое, слабо гнущееся тканевое полотно (белое или однотонное), которое использовалось там, где важно было сохранять форму — для изготовления подкладок одежды и в производстве книжных переплетов. Последние подвергались дальнейшему аппретированию, т.е. нанесению составов в виде лаков, мастик, превращавших дешевую ткань в роскошный книжный переплет (отсюда и выражение «другой коленкор»).
Мармелад виноградов
Коленкором первоначально называли индийскую или персидскую (то есть иранскую) хлопчатобумажную ткань, использовавшуюся для книжных переплётов и укрепления внутренних слоёв одежды.
Коленкор был в ходу в 18-19 веках, распространение более современных тканей привело к отказу от него.
Также коленкором назывался специализированный переплётный материал (изготовленный из соответствующего полотна).
И наконец, в обиходе почему-то закрепилось третье значение (выражение «совсем другой коленкор», означающее буквально «совсем не то»).
bolshoyvopros.ru
Переплетный коленкор
Переплетный коленкор представляет собой хлопчатобумажную окрашенную или неокрашенную ткань миткаль, на обе стороны которой нанесена пленка из крахмалистых веществ, минеральных наполнителей и органических красителей.
При изготовлении переплетного коленкора ткань-основу (миткаль) окрашивают в цвет грунта прямыми (кислотными) красителями, высушивают и разглаживают. Затем на изнаночную сторону миткаля наносят слой грунта массой 20 г/м2 (в расчете на сухой остаток), состоящий в основном из крахмала, казеина, каолина и воды. Лицевую сторону переплетного коленкора подвергают одно- или двукратному грунтованию на грунтовально-сушильном устройстве. Для этого применяется тот же грунт, что и для грунтования изнаночной стороны, но с добавлением 0,5-1% красителей. Коленкор подвергают двукратному разглаживанию на фрикционном каландре и тиснению узора с помощью тиснильного каландра.
Переплетный коленкор, как правило, вырабатывается двух видов: КП — массой 170±15 г/м2 (для изготовления переплетных крышек) и КФ облегченный — массой 135 ±5 г (для фальчиков).
Качество переплетного коленкора должно удовлетворять следующим требованиям:
- скручивание переплетного коленкора при его одностороннем увлажнении должно достигать установленного предела за время не менее 10 с;
- при изгибе на поверхности коленкора не должно быть трещин;
- высокая устойчивость тиснения и цвета коленкора при его приклейке к картону;
- допускается незначительное изменение цвета образцов после их длительного освещения солнечными лучами;
- прочность к сухому трению не менее 4 баллов (по пятибалльной шкале);
- усилие, которое вызывает уменьшение стрелы прогиба образца размером 10Ѕ95 мм, укрепленного в виде сферы в специальном зажиме, на одну треть (с 30 до 20 мм), должно быть по основе 9-21, а по утку 6-18 г.
Переплетный коленкор характеризуется матовостью поверхности, разнообразием расцветок и фактуры, технологичностью для тиснения фольгой и печатания переплетными красками. Основные недостатки переплетного коленкора:
- недостаточная водостойкость крахмальной пленки, в результате чего материал может потерять свой первоначальный привлекательный вид;
- маркость;
- сравнительно быстрое старение и осыпание крахмальной пленки;
- возможность промачивания клеем насквозь при изготовлении переплетных крышек;
- крахмальная пленка не полностью скрывает фактуру и дефекты ткани, что сказывается на внешнем виде переплетного коленкора;
- при неблагоприятных условиях хранения переплетный коленкор покрывается плесенью.
Переплетный коленкор «модерн»
Коленкор «модерн» — это переплетный материал, у которого сохранены фактура и цвет ткани-основы — отбеленного или сурового миткаля, окрашенного органическими красителями. С помощью цилиндрического грунтовально-сушильного устройства на «модерн» наносится белый крахмалистый грунт с изнаночной стороны и прозрачный бесцветный — с лицевой. Затем прогрунтованный (аппретированный) коленкор дважды пропускается через фрикционный каландр, а иногда лакируется десятипроцентным нитроцеллюлозным лаком (см. ниже).
Переплетный коленкор с нитроцеллюлозной отделкой
Десятипроцентный нитроцеллюлозный лак при нанесении на переплетный коленкор частично впитывается в толщу материала, повышая сцепление крахмальной пленки с тканью-основой, частично остается на поверхности, улучшая внешний вид ткани и защищая ее от воздействия воды. Однако лакированный коленкор может быть липким, что зачастую приводит к слипанию переплетов с лакированными суперобложками, если книги с таким переплетом стоят рядом на полке.
Сильные и слабые стороны материала
В отличие от текстильных моделей качественно выполненный коленкор должен соответствовать требованиям:
- после намокания легко скручивается. Необязательно полностью пропитывать жидкостью. Достаточно смочить одну из сторон;
- прочность. Устойчивость к механическим повреждениям тестируется трением, сгибанием. После деформации полотно не должно образовывать заломов, трещин;
- сохранение первоначальной структуры, цвета после склеивания;
- неуязвимость к воздействию прямых солнечных лучей.
Для информации! Пользователи среди положительных черт выделили многообразие фактур, оттенков и тиснений.
Среди недостатков выделены:
- плохая влагопроницаемость. Скопление жидкости на поверхности приводит к разрушению крахмального компонента. Возможно осыпание;
- скапливает грязь. Отсутствие специальных примесей, отталкивающих загрязнения, поверхность становится «магнитом» для пыли, различного рода пятен;
- деформация в процессе склеивания. Изначальная форма искажается после нанесения раствора;
- уязвим к образованию плесени. Нарушение условий хранения приводит к образованию вредного «напыления». Это приводит к порче и преждевременному старению.
Важно! Чтобы изделие имеет ценность, необходимо тщательно подойти к вопросу ухода для увеличения срока эксплуатации.
Где используется материал коленкор?
Так как этот материал весьма прочный, не мнется и не выгорает, то его часто используют для защиты окон. То есть, для пошива штор, которые могут быть окрашены в любой цвет.
Более того, еще много лет назад был известен такой феномен как коленкоровый переплет. Его можно было увидеть на книгах, в частности, на редких изданиях. Теперь же материал также используется для создания сувенирных коробок и футляров.
Некоторые художники могут часто использовать полотна в виде холста, так как стоит такой материал недорого, а его свойства позволяют применять его для таких целей.
Некоторые виды являются технической тканью. Ее применяют также:
- Используют при реставрации;
- Укрепленяют ею диаграммы или географические карты;
- Изготовленивают «полосоки» для папок, ежедневников, тетрадей;
- Переплёты,
- Подарочные коробки;
- Печать репродукции или фотографии;
- Художники используют как холст;
Узнайте все про материал молескин в другой нашей статье.
Хранение
Важно, чтобы при использовании переплетного материала коленкор в одном из указанных выше видов в помещении поддерживалась оптимальная температура. Это необходимо для того, чтобы уберечь его от появления плесени. Если соблюдать такие несложные требования, то вещи будут оставаться в идеальном внешнем виде на протяжении долго времени, а когда вы возьмете в руки переплетенную книгу, то не сможете от нее оторваться. Обязательно посмотрите как удалить пятно от красного вина в нашей статье по ссылке.